Oткрытиe едва только в тoм, чтo в нeкoтoрыx случaяx, сoврeмeннoe чeлoвeчeствo oкaзaлoсь нe нaмнoгo зaщищeннee,чeм нaши дaлeкиe прeдки
Кaкиx eщe «дaрoв» нe принeс Укрaинe висoкoсный 2020 гoд? Eщe тoлькo сeрeдинa aпрeля, a ужe и сo счeту мoжнo выкрутиться – никoгдa нe видaннaя сoвeршeннo бeсснeжнaя зимa, зaсуxa, пaндeмия кoрoнaвирусa, урaгaны, пыльныe бури, нeбывaлыe пoжaры в зoнe рaдиoaктивнoгo зaрaжeния, тeпeрь вoт вeснa xoлoднaя – сaдaм цвeсти нe дaeт… A eщe вoйнa нa Вoстoкe идeт, oтeчeствeннaя экoнoмикa пaдaeт вмeстe с мирoвoй – зa чтo нaм тaкoe?. А в дальнейшем что будет? – спрашиваем автор этих строк друг друга.
…Все хорошо короче, надо только взять себя в щупальцы. И сопротивляться – обстоятельствам и стихии. Тем паче, что это нам кажется, по какой причине такое с человечество и с нами случается впервой. Но ведь это не в такой мере.
Издавна самыми большими угрозами существованию человечества что раз и были эпидемии, войны и стихийные бедствия. Который касается последних, то, говоря современным языком, топовыми были пожары, засухи, вслед которыми шел голод, а еще — потопы и землетрясения. И автор этих строк далеко не обо всех изо них знаем – потому отчего свидетельств не осталось. Но и известные точно по масштабам и последствиям иногда поражают. И кончено они влияли не только возьми жизнь отдельного человека, но и получи общество в целом, на политический и (народно)хозяйственный ландшафт, порой приводили к кардинальным изменениям в науке, давая афтершток для новых исследований и изобретений. Позднее к катастрофам природного характера присоединились пока еще и техногенные бедствия. Известно, что с XVII века в Европе к обычному загрязнению окружающей среды выходит прибавляться еще и промышленное. Сейчас полномочие человека на окружающую среду – атмосферу, почвы, воды достигло критических отметок, благодаря этому удивляться природным катаклизмам не необходимо. А как воспринимали природные бедствия в древности?
Через Великого Потопа до извержения Везувия
О стихийных бедствиях и катаклизмах старо еще из Библии – Ветхого Завета. Согласие преданию, первым известным стихийным бедствием был Межнациональный потоп. Все же слышали насчет праведника Ноя, спасеннного Богом с Всемирного потопа. Как говорится в книге Бытия, «…разверзлись до сего времени источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Бытиё 7:11) и воды обрушились на землю». Поток продолжалась 40 дней и ночей. Целое живое на земле тогда погибло в водах потопа, в дополнение Ноя и его спутников. А вода альфа и омега спадать только через 150 дней. Допускается спорить с тем, насколько достоверно написано (и целый ряд раз переписано) об этом в Книге, же то, что какой-то перелом, связанный с очень высокой водой, в истории был – сие факт. Об этом свидетельствуют и показатели археологов. И то что Потоп без послаблений развернул историю человечества – в свой черед можно считать фактом.
В довершение всего этой эпической истории с относительно счастливым концом, опять-таки в Библии можно прочитать немало рассказов и о нашествии лягушек, мух, саранчи, гусениц. А вновь там есть пророчества Апокалипсиса, идеже говорится о том, что ожидает гуманизм в конце мира. Страшное будущее, описанное в Откровении до основ возможно, ведь, как свидетельствуют ученые, сверх пять миллиардов лет Солнце наша славный – выжжет последние запасы водородного горючего и хватит (за глаза) «белым карликом»; Вселенная тоже станет непригодной для существования. Однако, хотелось бы, чтобы это сотворилось не досрочно.
Крупнейшей европейской природной катастрофой раннехристианской эпохи было исторжение Везувия в августе 79 года. И идеже — почти в самом центре Римской империи, получи и распишись берегу живописного Неаполитанского залива. Раз такое дело, от потоков раскаленной лавы, пепла, песка, пыли и кусков пемзы погибли Помпеи, Стабии, Геркуланум. Курьез произвело огромное и чрезвычайно удручающее импрессия на всех жителей империи. И в многом повлияло на дальнейший экивоки человеческой истории
А до сей поры огромный резонанс в тогдашнем мире получило сейсмическая гроза в Египте 365 года, когда была разрушена Александрия, в фолиант числе и знаменитый Александрийский маяк – на четвертом месте чудо света. Землетрясение унесло жизни 50 тысяч засранец.
Погода – она всегда – иногда, что способствует, но чаще – в отлучке. А еще пожары…
Дошедшие до нас известие о суровой зиме 355 года для южных просторах Восточной Европы, кое-когда снег был в семь локтей (локоточек – 45-47 см), а в бочках замерзало улыбка. На рубеже IV-V веков сильные морозы ударили в Византии. Летописцы пишут, что такое? не только птицы замерзали в лету – замерзло Черное каспий, а огромные ледяные глыбы с треском наползали в улицы Царьграда (Стамбула по-нынешнему). О томик, что Черное море в древности замерзало, позволено прочитать и в «Посланиях с Понта» Овидия, тот или иной находился в ссылке в румынской Констанце.
Закачаешься времена Киевской Руси, в эпоху Средневековья сугубо распространены были не только эпидемии чумы, холеры и оспы, же и годы голода и опустошительных пожаров. Они рано или поздно-то были самым распространенным бедствием, как ни говори за сухой ветреной погоды был в силах выгореть чуть ли не всё (до последней копейки город. Известен пожар в Киеве 1017 лета, когда город был почти уничтожен огнем. Анналист пишет, что тогда в Киеве сгорело сильнее 600 церквей.
Пожары, которые случались в городе другими словами поселке, в основном возникали в жилищах, кузницах, литейных, других мастерских, чего) их можно отнести к бедствиям техногенного характера, разумеется, несколько условно. Известно, что в средневековых городах была хаотичная строительство, здания находились близко друг через друга, поэтому огонь быстро распространялся. Частые и сильные пожары с большим точно по погибших привели, в частности, и к первым «регламентам о застройке», а через некоторое время и к появлению пожарных машин, первые изо которых появились лишь в середине XIX века. Привычными они стали всего в ХХ веке.
Много пожаров иногда и от молний. Подобные пожары считались «знамением», опять-таки главным богом в пантеоне многих народов, включительно и славян, был именно повелитель грома и молний.
Что боролся с паникерами Ярослав Мудрый? Бесчеловечно. Но в чем-то похоже получи наши времена
Регистрация природных бедствий началась в древней Руси-Украине в Х столітті. В 855 году южная Московия пережила очень суровую зиму, к тому а, к страшным морозам добавился голод: «…морана была тяжелая, студеная весьма вельми». В конце Х века летописцы пишут о небывалой грозе, сильных ветрах с «вихрями», а опять же «знамениях и в солнце и в звездах». Сильные ураганы и грозы «…не кот наплакал пакости причинили людям, скоту и зверям, равно как лесным, так и степным».
В Никоновской летописи упоминается о нашествии вредителей. На первом месте зафиксированное упоминание – 1008 время. Тем жарким летом громадные тучи саранчи двигались с востока и заполонили чуть не всю территорию Восточной Европы, уничтожая безвыездно на своем пути – посевы, траву, листья деревьев. (потомки остались без хлеба, скот за исключением. Ant. с корма. Поэтому 1008-1009 годы были аспидски голодными. Простые люди воспринимали подобное глория как «кару египетскую». Разыграть ту страшную картину достаточно (за)просто, особенно учитывая то, что незамедлительно происходит в той же Восточной Африке.
В 1024 году произошел важный голод от засухи в Суздальской земле. Сыны) Адама вынуждены были продавать в рабство своих близких – жен, детей. А снова это бедствие вызвало смуту середь простого люда. Простолюдины во главе с волхвами обвинили находиться в курсе чего, старейшин общин и княжеских наместников в сокрытии пища, восстали и перебили немало представителей знати. В разлад пришлось вмешиваться Ярославу Мудрому, какой-нибудь к тому времени существенно потратился для восстановление сгоревшего от пожара Киева. Нахарар подавил восстание, казнил его зачинщиков, а к народу обратился с морализаторской речью, флагом) все беды посланы им после грехи.
Первое упоминание об эпидемии (стая) на Руси появилось в 1083 году, а во-первых зафиксированное упоминание о падении метеорита – в 1090-м: «В се а лето… спадет превеликий пифон от небеси». Люди, знамо же, «ужасашася». Об этом сообщает Лаврентьевская история.
Поэтому не только в последнее сезон страдаем и от «мора», и ото пожаров, и от других бед. С одними научилось перебарывать, а против чего-то, так а как и 1000 лет назад – только что не бессильны. Впрочем, подобные испытания, служат никак не только поводом для паники, слухов сиречь проявлений нетерпимости, но и для развития структуры общества и науки.
Видимо, эдак произойдет и в этот раз – безграмотный паниковать только надо и дебильных слухов никак не распространять.
Светлана Шевцова, Киев