Прoeкт "Кaлинoвый к@тяг" прoдoлжaeм рaсскaзoм o выxoдцe с Укрaины – лeгeндaрнoм aмeрикaнскoм дизaйнeрe oдeжды
В пaузe мeжду двумя мирoвыми вoйнaми укрaинскaя мoдa, кaк ни стрaннo, былa извeстнa в мирe нe тoлькo шeдeврaми oт бывшeй киeвлянки Вaлeнтины Сaнинoй-Шлee (1889-1989). К примeру, в Сoeдинeнныx Штaтax, в 1940-1970 гг. укрaинский дизaйнeр oдeжды Вaрвaрa Кaринскaя сoздaлa пoчти всe кoстюмы к пoстaнoвкaм oснoвaтeля шкoлы aмeрикaнскoгo бaлeтa Джoрджa Бaлaнчинa (George Balanchine; сoбствeннo: Гeoргий Бaлaнчивaдзe 1904-1983): внaчaлe – пo эскизaм xудoжникoв, a зaтeм, всe чaщe, сaмoстoятeльнo, зaдaвaя бaлeтную мoду вo всeм (!!!) мирe.
Кoгдa знaмeнитoгo xoрeoгрaфa, рoдoнaчaльникa aмeрикaнскoгo бaлeтa спрoсили, чтo былo нaибoлee нeoбxoдимым про eгo рaбoты, oн, нe зaдумывaясь, oтвeтил:
— Kaринскaя! – И всeгдa считaл, чтo, кaк по (меньшей, пoлoвинa успexa нoвoгo спeктaкля зaвисит oт Бaрбaры, кaк нa aмeрикaнский лaд бaлeтмeйстeр нaзывaл Вaрвaру Кaринскую.
Нe удивитeльнo, чтo в кoстюмax бывшeй xaрькoвчaнки нa кинoэкрaнe и в рeaльнoй жизни нeoтрaзимo блистaли Мaрлeн Дитриx, Ингрид Бeргмaн, Джуди Гaрлaнд и Вивьeн Ли. В этo числo слoжнo пoвeрить, нo исслeдoвaтeли мoды пoдсчитaли: зa всю свoю твoрчeскую существование (бренное) Вaрвaрa Кaринскaя сoздaлa дeвять тысяч кoстюмoв.
* * *
Укрaинский дизaйнeр oдeжды, aвтoр сцeничeскиx кoстюмoв в целях кинo и бaлeтa, сoaвтoр сoврeмeннoй бaлeтнoй пaчки, oблaдaтeльницa прeмии “Oscar” (1948) – зa дизaйн кoстюмoв пользу кого фильмa “Жaннa д’Aрк” Вaрвaрa Aндрeeвнa Кaринскaя (в дeвичeствe – Жмудскaя) рoдилaсь 3 oктября 1886 г. нa улицe Нeмeцкoй (тeпeрь – ул.Пушкинскaя, 31) в Xaрькoвe в сoстoятeльнoй сeмьe.
Ee oтeц, Aндрeй Якoвлeвич Жмудский (1847-1920), считaлся oдним с бoгaтeйшиx прeдпринимaтeлeй гoрoдa: пo личнoй инициaтивe тeкстильнoгo мaгнaтa в 1887 г. нaчaлaсь пoстрoйкa нoвoй Блaгoвeщeнскoй цeркви, нa кoтoрую важный купец пожертвовал три тысячи рублей. Некто также был почетным попечителем Харьковского коммерческого училища Императора Алексаша III, почетным старшиной Коммерческого клуба и директором Харьковского выделения Русского музыкального общества.
Опытные экскурсоводы в Харькове ординарно в красках рассказывают следующую историю. От случая к случаю в городе в годы Гражданской войны находился центр белогвардейцев, главнокомандующий Добровольческой армией сифилис-лейтенант В.З.Май-Маевский частил в месяцы к Жмудским. Его адъютант, хорошо замаскированный красный разведчик Павел Макаров сделано по окончании войны описал в мемуарах “Адъютант генерала Май-Маевского” (1929), что он также бывал в доме бери улице Немецкой, как ухаживал по (по грибы) дочкой текстильного магната Катей.
Впоследствии воспоминания П.В.Макарова (в произведении он – Павля Кольцов) легли в основу романа “Адъютант его превосходительства” Игоря Болгарина.
* * *
Семейный круг была большой – десять детей, Варенька родилась третьей и была старшей с дочерей. При этом с младых ногтей девочку в огромном доме соответственно улице Пушкинской, 31 (нынче тут. Ant. там ресторан “Пушка”) окружала люкс: гувернантки, педагоги по иностранным языкам, званые обеды, поездки в театральные премьеры и так далее. Обязательно, Вареньку, как многих девочек если на то пошло, научили шить, но особенно симпатия увлекалась вышиванием – эти умения ахти пригодятся ей в будущем.
Она безграмотный собиралась просто стать чьей-нибудь женой; закончив гимназию, девочка стала вольнослушательницей юридического факультета Харьковского университета, была владелицей и редактором владельца известной городской житель газеты “Утро”. Да замуж вскоре всё-таки вышла. Алексюша Николаевич Моисеенко также происходил с состоятельного семейства, экспортировавшего черную икру, рыбу, некоторые люди продукты.
Брак продлился недолго, Саня умер от тифа 7 июля 1909 г., в такой степени и не увидев рождения их общей дочери Ирины, которая держи свет появилась спустя несколько месяцев следом смерти родителя. Вскоре у молодой вдовы появился другой ребенок, приёмный – Варвара получила опеку надо Владимиром, маленьким сыном родного брата, Анатолия Жмудского, который-нибудь развелся с женой.
* * *
Замуж Варвара Андреевна вышла изумительный второй раз. Ее избранником стал мировой в Харькове юрист, член Совета присяжных поверенных округа Харьковской судебной комнаты Николай Сергеевич Каринский (1873-1948). Целое, казалось, пошло на лад – под масть приобрела в Харькове дом на улице Мироносицкой, 46 (сегодня – там “Ирландский пивбар”). Но в 1915 г. в сопровождении с детьми супруги переехали в Москву, идеже муж открыл успешную адвокатскую практику, а половина (дражайшая) обрела возможность полностью посвятить себя творчеству.
В московском салоне Варвары Каринской в Тверском бульваре собиралось изысканное союз: часто обсуждали балетные и театральные премьеры. Как балет, так увлекавший с детства Вареньку Жмудскую, стал темой её первых авторских произведений. В основу легли рисунки и фотографии, к которым начинающий модельщик… приклеивала кусочки разноцветных полупрозрачных тканей, образуя нечто похожее на коллаж. (хоть) немного работ были выставлены в одной изо галерей и имели определённый успех.
По осени 1917 г. случился Октябрьский переворот, положив следствие старого мира. Семья Жмудских потеряла трендец капиталы, отец и муж Варвары Андреевны вынуждено эмигрировали изо страны. Почему? С предпринимателем Андреем Яковлевичем Жмудским повально было понятно, а опытный юрист Никаша Каринский при министре-председателе Временного правительства Александре Керенском занимал работенка главного прокурора Петроградской судебной хоромы, арестовывал большевиков, включая Льва Троцкого и Анатолия Луначарского.
С подачи Н.С.Каринского руководящие круги Российской империи распространили информацию, по какой причине Владимир Ленин – явный фрицевский шпион. Дальше – больше. В 1918-1920 гг. Колян Сергеевич служил начальником Черноморской губернии и управляющим Министерством внутренних дел Южно-Русского правительства, отчего попал в “черный список” большевиков; ему грозил смертная казнь.
В последний момент из Крыма чиновнику-юристу пришлось трюхать в Константинополь, тогда как Варвара Андреевна осталась в Ялте с дочерью и сыном, чей уплыть к мужу она уже неважный (=маловажный) смогла.
* * *
Сесть возьми отплывающий из Крыма в Константинополь пароходишко Варваре Андреевне с двумя детьми в 1921 г. никак не удалось, из Ялты пришлось вернуться в Москву. Вместе с тем, в просторную пятикомнатную квартиру буржуев для Тверском бульваре уже подселили многочисленных жильцов армянской и еврейской национальностей, хотя бы две комнаты всё-таки посчастливилось оставить за семьей. По легенде, безработная Варюня Каринская случайно нашла спрятанные в семейном тайнике фамильные украшения, что позволило образованной волевой даме обретаться и даже открыть собственное дело – выставка.
Правда, теперь это была мало-: неграмотный дамская гостиная для высшего света, а чайновый салон, где к 17:00 собиралась московская цыганщина: поэты, литераторы, художники, скульпторы, кое-кто творческие личности. Роль хозяйки повысила ее компетенция в среде творческой интеллигенции. Здесь бывали художники – колорист и сценограф Аристарх Лентулов и живописец и профессор Николай Крымов, режиссер и актер Иванка Москвин, актер Василий Качалов. Дозволяется сказать, что из светских бесед родилась намерение, а только затем открылось ателье сообразно пошиву модных платьев и шляпок.
Нате первый взгляд бесполезные связи в среде интеллигенции помогали “классовому врагу” соблюсти жизнь. От реального ареста числом личному распоряжению секретаря ЦК КП(б) Украины Вячеслава Молотова Варвару Андреевну богочеловек придворный советский поэт Демьян Несчастный (собственно: Ефим Алексеевич Придворов; 1883-1945).
Казалось, жизнь исподволь налаживается. В период НЭПа гражданка Каринская В.А. пусть даже стада владелицей школы художественной вышивки “ARS”, в рассуждении сего ещё и модный салон Houte Couture (“высокой моды”, “с кутюр”) открыла. Кто бы ни рулил страной, женское сословие есть женщины: им всегда так и подмывает красиво одеваться. Потому платья и шляпки ото Каринской обрели в Москве популярность. Состоятельные модницы приобретали авторские сережки и колечки в антикварном салоне, которым управляла Варварина дочь Татьяна. Существовал спрос и на шедевры прикладного искусства, выполненные Евдокией – бабушкой племянника Варвары.
* * *
В жизни Варвары Андреевны появился с молоточка мужчина – Владимир Мамонтов. В недавнем прошлом хрен одной из богатейших купеческих семей России, подле советской власти он потерял всегда. Кавалер оказался учтивым и обаятельным, ага и модельер оставалась ещё молодой женщиной, которая с официальным мужем, уехавшим ради границу, развелась заочно. Ухаживания Мамонтова перечеркивали нищета буяна – склонность к агрессии, наркомания к алкоголю и манеры легкомысленного повесы.
В 1928 г. созрело урегулирование уехать из СССР: школу вышивания национализировали, модельеру предложили сковаться директором пролетарской мастерской и расшивать знамена в (видах Красной Армии. Учитывая купеческое старина в Харькове, биографии эмигрировавших из страны отца и первого мужа, “нэпманское” нынешнее самой Варвары Андреевны – так себе ей на родине Октября малограмотный светило.
При участии брата, Сергея Андреевича Жмудского, что занимался ликбезом в “ПролетКульте” перед опекой первого нарка просвещения РСФСР Анатолия Луначарского, стали делать документы. И тогда созрела отчаянная мечта-идея.
* * *
Из-за долгие годы Варвара Андреевна собрала уникальную коллекцию: старинной церковной вышивки XII-XIII вв., а да дворянской вышивки – от Екатерининской раньше Александровской эпох, которые этнограф смогла уберечь от уничтожения, окантовав шедевры в очки и прикрыв сверху ученическими вышивками сверху темы символики “ПролетКульта” и Советского государства.
Вот время личной встречи Варвара Каринская предложила Анатолию Васильевичу Луначарскому сформировать… детскую выставку советской вышивки в Западной Европе! Симпатия рисковала всем – в замысле скрывался неведомый план побега из Совка. К счастью, получай тогдашней таможне рентгена не было, и примитивные картины в богатых рамах малограмотный просвечивали. Так были спасены с пролетарского уничтожения старинные церковные и светские вышивки изо частной коллекции, а также работы фрейлин Императорского двора.
Первым получил визу и отправился вслед за границу Владимир Мамонтов. За ним в посторонись отправилась Варвара Андреевна с детьми, Ириной и Владимиром.
— Я отнюдь не знала, что в моей шляпе были фамильные бриллианты, – позднее призналась дочь модельера, Ирина Николаевна Каринская. – Маме я всю посторонись жаловалась, что шляпа тяжелая… Плечико маминого пальто была сшита изо стодолларовых купюр, а остальные наши монета спрятаны между страниц – в книгах Карла Маркса и Фридриха Энгельса…
* * *
Троицу беглецов Вавуля Мамонтов встретил в Берлине, и уже пара на пару они отправились в Бельгию, где в Брюсселе поселился благодетель Варвары, Андрей Яковлевич Жмудский, другие родственники. Однако, спустя какое-в таком случае время В.А.Каринская решила уехать в (столица. Там вскоре открылось ателье вышивки и изготовления театрального костюма, с а начался долгий путь харьковчанки к высотам балетной моды. Ото всего лишнего, включая господина Мамонтова, пришлось отвернуться раз и навсегда.
Умение кроить, прошивать и вышивать, вкупе с изысканным вкусом и творческой фантазией – составили минимальный капитал. Первым проектом стало состязание с антрепризой новой балетной труппы – “Имперский балет Монте-Карло” (“Ballet Russe de Monte Carlo”), созданной в 1932 г., а там смерти С П.Дягилева, на базе двух балетных коллективов – Оперы Монте-Карло и Русской оперы в Париже директором полковником дескать Базилем (один из псевдонимов белогвардейского полковника Василия Григорьевича Воскресенского; 1888-1951).
Т. е.-то естественно, на одной волне началось состязание с известным балетмейстером, главным хореографом “Русского балета Монте-Карло” Леонидом Мясиным (1896-1979), поставившим в новом жанре балета-симфонии три фантастических спектакля: “Предзнаменования” (1933), “Хореартиум” (1933), “Фантастическая согласие” (1936).
Там же, на Лазурном поморье Франции, виртуозно создавая костюмы к эпохальным постановкам, Варюта Каринская познакомилась и с балетмейстером Джорджем Баланчиным, какой-нибудь назвал украинского модельера “Шекспиром балетного костюма”, и вслед два года создала костюмы к шести его балетам.
Возникло удивительное творческое троица: художник “Русского балета Монте-Карло” Кристиан Берар (Christian Bérard; 1902-1949) рисовал эскизы, Варюся Каринская воплощала акварели в жизнь, а с ярких тканей и смелых силуэтов рождались невероятные балеты Джорджа Баланчина. В качестве духовного преемника знаменитого “Русского балета Дягилева” новая труппка в 1932-1935 гг. посетила с гастролями Брюссель, Город тюльпанов, Париж, Лондон, Нью-Йорк.
* * *
Отношения двух балетмейстеров в одной труппе напоминают дружбу двух медведей в коммунальной берлоге. В “Новом Русском балете” Джордж Баланчин поставил ради “бэби-балерины” Тамары Тумановой (1919-1996) точию три номера: “Конкуренция” в музыку Жоржа Орика, “Кадриль” на музыку Эммануэль Шабрие и Витторио Риети, “Житель во дворянстве” на сюиту Рихарда Штрауса.
Абие его ушли. И тогда оскорбленный постановщик решил организовать собственную труппу – “Les Ballets 1933”. Несмотря на то компания просуществовала несколько месяцев, было осуществлено небольшую толику успешных постановок на музыку Дариюса Мийо, Курта Вейля, Анри Соге. Увидев их, именитый американский меценат Линкольн Кирстайн предложил Джорджу Баланчину перебраться в США и сотворить, ни много ни мало, – Школу американского балета и труппу “Штатский балет”. Естественно, хореограф согласился.
Тем временем Варя Каринская сотрудничала не только с “Русским балетом Монте-Карло”, так и с другими балетными труппами. К примеру, малороссийский художник-постановщик оформляла костюмированные спектакли французских режиссеров Жана Кокто и Луи Жуве. Бытие в Париже была насыщенной и подарила завязка с интересными коллегами, известными представителями тогдашней богемы. Ни дать ни взять дизайнер театрального костюма, Варвара Андреевна работала сообразно эскизам Анри Матисса, Клода Берара, Андре Дерена, Жоан Мазь и др. Сотрудничала она даже с Сальвадором Дали и Марком Шагалом.
* * *
Совершенно это время ее дети – Воля и Ирина – трудились вместе с матерью. Хотя, обстоятельства сложились так, что семейное трио-стан разделилось. В 1936 г. Варвара Каринская совместно с приемным сыном отправились в Лондон, а Ирена осталась в Париже, продолжая начатое матерью работа.
В английской столице Каринские затеяли совместная работа. Ant. конкуренция с одним из местных ателье согласно пошиву одежды, затем – с другим. Положение шли лучше, родственники даже поселились в доме, в котором в один прекрасный день жил знаменитый английский портретист XVIII в. Джошуа Рейнольдс, устроив возьми первом этаже мастерские. И вскоре мастерская по производству театральных костюмов снискало признанность.
Было завершенно ряд интересных совместных проектов с известным английским фотографом, дизайнером интерьеров, художником ровно по костюмам и декорациям, одним из важнейших мастеров модной фотографии Сесилом Битоном (Cecil Walter Hardy Beaton; 1904-1980). Тем не менее, Варвара и Владимир Каринские сотрудничали со многими изо тех, с кем познакомились в Париже, включительно Кристиана Берара.
* * *
Таково продолжалось вплоть до 1939 г., однако тогда стало ясно, что первоочередной континентальной катастрофы не избежать. Делать за скольких следствие, мать и приемный сын закрыли мастерство и отправились: он – в Париж, симпатия – в Нью-Йорк. Тем больше, что в Большом Яблоке давно обосновался другой супруг модельера, бывший московский правовед – Николай Каринский, правда, зарабатывавший сделано на жизнь… таксистом.
C началом Следующий мировой ее приемный сын Вавуля Каринский вступил в Париже в армию, и удел разметала семью окончательно. Ведь доня Ирина оставалась во Франции вообще с мужем, в годы войны у них родилось тандем детей.
Между тем, Владимира ожидали кровопролитные бои, обезображивание, плен, побег из немецкого концлагеря, передислокация в Штаты, организованный матерью – спустя Испанию, Португалию и Кубу, а за океаном – прелюдия в американскую армию, где Владимир Каринский прослужил перед конца Второй мировой войны. С сестрой возлюбленный встретился только в 1944 г., перед самым освобождением Парижа.
Визит музы всегда было верным спутником Варвары Каринской, идеже бы она ни находилась – в Германии, Бельгии, Франции, Англии, Нью-Йорке. Узнав, подобно как его муза приплыла в Нью-Йорк, Джордж Баланчин вскоре разыскал модельера, тотчас выделил перед мастерскую одну из комнат в своей балетной школе и возобновил творческое помощь. Так Варваре Андреевне в 55 парение всё пришлось начинать с чистого листа.
* * *
Егда по окончании II Мировой войны вернулся Волдюха Жмудский, сменив имя и фамилию бери Лоуренса Влади, с той поры всю организацию производства неродной сын замкнул на себя. Переехав изо театральной студии, в 1946 г. родственники приобрели рецидивист на 56-й улице, снова открыли собственное профессия, и вскоре их ателье-магазин балетных костюмов “Covent Garden” как видим весьма популярным в среде нью-йоркских театралов и успешно работает перед сих пор.
Марлен Дитрих в роли наложницы Джамиллы. Жутик "Кисмет", 1944 г.
Одними в какой-нибудь месяц балетными костюмами Варвара Каринская малограмотный ограничивалась. Готовился многочисленный реквизит к бродвейским постановкам, разным супершоу. А затем настал час Голливуда. В блюдо десятилетие пребывания в Соединенных Штатах Жестокая Андреевна активно сотрудничала с кинопроизводителями. В ее костюмах стали представать перед взором на экране звезды первой величины: Марлен Дитрих, Ингрид Бергман, Джуди Гарланд, Вивьен Ли, Поллет Годдар, Гэри Купер. С годами коллажист-постановщик из Харькова даже отказывала части продюсеров.
Обаче, наибольшую славу в мировом кинематографе украинскому художнику числом костюмам принесла историческая драма “Милость Божия д’Арк” (“Joan Оf Arc”; 1948) режиссера Виктора Флеминга, главную амплуа в которой сыграла Ингрид Бергман. Сверху сей раз академики оказались единодушными в решении: “Oscar” следовать костюмы Варвара Каринская получила вполне заслуженно. Впоследствии Варвара Андреевна признавалась: то есть эта киноработа, именно образ Жанны д’Арк стал ей сходен, а в будущем вдохновлял на новые смелые проекты.
Напомню, костюмы В.А.Каринской кроме раз номинировались на “Божье копьё” несколько лет спустя, кое-когда в 1952 г. в список номинантов заявлялся чернушка-балет “Ганс-Кристиан Андерсен” (“Hans Christian Andersen”) режиссера Чарльза Видора, в главных ролях – Дэнни Кей и Зизи Жанмер. И хохлачка забрала вторую статуэтку Американской киноакадемии.
* * *
Время летело. В домашние 62 года ее преисполняли дерзкие замыслы и новые свершения. При всем при том главной любовью ее жизни был и оставался балет. Работала симпатия не только с Джорджем Баланчиным, да и с Мариусом Петипа, Михаилом Фокиным, Брониславой Нижинской, прочими звёздами балетного таблица.
Но когда в 1964 г. “New York City Ballet” Джорджа Баланчина получил внушительную финансовую поддержку, во-первых, что сделал хореограф, – дьявол позвал к себе любимого художника по мнению костюмам. Не просто позвал, а предложил постоянное луг в штате. И “Нью-Йоркскому городскому балету” возлюбленная отдала своё сердце. И – щипанцы, создав удивительны костюмы почти ко во всем последующим балетам Джорджа Баланчина!
Парение фантазии предела не знает. (не то поначалу Варвара Андреевна работала ровно по эскизам знаменитых художников, включая Проба Шагала, Пабло Пикассо, Наталью Гончарову и Сальвадора Дали, ведь со временем сама придумывала шедевры, тем самым задавая строй в балетной моде мира.
* * *
|
Удивить профессионалов не бывать этому – буквально всё создано раньше нас. Между тем, в историю балетной моды, идеже до нее существовало четыре пачки, убежденно вошла так называемая “юбка Баланчина-Каринской”, которую кутюрье создала в 1950 г., когда обновлялся раздевалка для обновленного спектакля одноактного балета “Симфониетта до мажор” (“Symphony in C”; 1947) держи музыку Жоржа Бизе.
В пятом сценичном костюме далеко не оказалось каркаса, в отличие от классической пачки; в ней в свой черед было не двенадцать и больше слоёв шифона, в духе обычно, а шесть-семь. Между тем, отдельный слой тюля делался чуть длиннее предыдущего. Малограмотный очень плотно прилегая друг к другу, они образовывали прелестную, пышную, мягкую юбку балерины, напоминавшую пуховку через пудры.
|
Понятно, почему именно такое появилось прозвище – “powderpuff” – фабрикаты у современных танцовщиц. В “пачке Баланчина-Каринской” просто так танцевалось, и в движении она изящно трепетала, а без- колыхалась, иными словами, подчёркивая движения танцовщицы, а неважный (=маловажный) отвлекая внимание.
На некоторых костюмах с внутренней стороны юбки кутюрье могла вышить… цветок. С ? В том-то и дело… Окр самой танцовщицы эту прелесть не велика птица не видел, но дизайнер знала, точно подобная мелочь поднимет балерине мажор.
* * *
Как ни говорите, описывая это нововведение Каринской, почасту забывают о другом, даже, наверное, сильнее важном – она изменила приставки не- только балетную юбку, но и бюстье. Годы жизни в Париже и знакомство с разом высокой моды из первоисточника, в томик числе и сотрудничество с великим кутюрье Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet; 1876-1975), которая популяризовала кройка по косой и шила платья изо одного куска материи, которые держались только лишь благодаря банту, завязанному на сиськи, – не прошли бесследно.
обсуждают костюмы к "Лебединому озеру" |
В новаторском взгляде сверху костюм для балета украинский модельщик не ограничилась исключительно пачкой, использовала покрой по косой, чтобы создать одежды, тесно облегающие, а именно – для лифа балетной пачки. Такого плотного облегания, которое выглядело бы со вкусом и при этом давало танцовщице свободу движения, дотоле никто не мог добиться, (ну) конечно и не стремились. Так что с нововведением Каринской танцевальный костюм приобрёл еще большее прекрасность.
Утонченность подтвердила американская балерина и киноактриса Аллегра Кент (Allegra Kent; фактически – Iris Margo Cohen, 1937):
— Многократно танцуя в костюмах от Барбары Каринской (“Семь смертных грехов”, “Лебединое водоем”, “Щелкунчик” – А.Р.), я чувствовала себя рыбкой, скользящей в воде. Зачем уж говорить о фантастической красоте сих костюмов… Недаром Джордж Баланчин утверждал, что-нибудь половину успеха его балеты обрели вот то-то и оно благодаря им!
* * *
подгоняют балерине Сюзанн Фаррелл комбинезон для балета "Дон Кихот", 1965 г. |
В 1962 г. обращение Барбару Карински (Barbara Karinska; Иноземка Андреевна Каринская), которой исполнилось сделано 76 лет, наградили самой престижной в мировецкий хореографии премией фирмы “Capezio”, производящей танцевальную липа.
Специальная приписка гласила: “По (по грибы) визуальную красоту для зрителей и полное восторг танцоров”. Украинка, между прочим, – уникальн модельер, такой высокой награды удостоена.
(языко главный стилист “New York City Ballet” Джорджа Баланчина, мадемуазель Каринская участвовала в постановках 75 балетов знаменитого хореографа. В навал лет “Шекспир балетного костюма”, точно коллегу назвал мистер Баланчин, самоё работала в авторском ателье, трудилась предварительно тех пор, пока рука держала иголку, и всего в последние годы Варвара Каринская отошла через дел.
Их последней совместной работой стал в 1977 г. “Венский вальсик” (“Vienna Waltz’”). Не более остановиться было трудно, и два творца преклонного возраста далеко не первый год вынашивали план создания фантастического балета “Перо Америки” (“Birds Оf America”; 1827-1838), основанного получай рисунках американского натуралиста и орнитолога Джона Джей Одюбона (John Jay Audubon; 1785-1851).
* * *
к "Бузан Кихоту" с Джорджем Баланчиным, 1965 г. |
Разрабатывая идею, лежащую следовать пределами человеческих возможностей, и хореограф, и визажист знали: “Птицы Америки” отроду не будут воплощены в материал, “Перо Америки” – это лечение, это мощное средство, чтобы наблюдать за жизнь и продлевать красоту решетка.
Долгое время Джордж Баланчин просто-напросто жил в доме Варвары Каринской в городке Беркшир, около Нью-Йорком. Ежедневно они гуляли сообразно лесу. Как мальчишка, Джордж показывал слои новой хореографии, подражая увиденным танцам разных птиц, а Чужеземка, по вечерам, делала карандашом бесконечные эскизы, наклеивая, ни дать ни взять в раннем детстве, кусочки тонкой мануфактура на плотную акварельную бумагу.
И тот и другой небесные создания умерли в 1983-м в Нью-Йорке: Баланчин – 30 апреля, а Каринская – 18 октября; погодя две недели после своего 97-летия. Давно последнего дня Варвара Андреевна, находясь в родных местах в нью-йоркской квартире (Mary Manning Walsh Home), далеко не расставалась с пяльцами для вышивания.
Похоронена Варюта Андреевна Каринская в г.Делавана, под г.Клифтона, штаты Нью-Джерси. На ее могиле начертаны сотрясение воздуха обожаемой Жанны д’Арк:
— Сие не власти, славы или зависти я иду впереди, сие для выполнения божественной миссии в жизни сверх меня.
* * *
|
В 1999 г. Варя Андреевна Каринская была введена в Конкорс славы Национального музея танца мистера и обращение Корнелиус Вандербилт Уитни (National Museum Оf Dance’s Mr. & Mrs. Cornelius Vanderbilt Whitney Hall of Fame).
Парамнезия о знаменитой землячке в Харькове увековечили созданием Фонда ее имени в 2003 г., а в 2004 г. был учрежден Интернационалистский фестиваль моды и театрального костюма имени В.А.Каринской.
В 2005 г. в Харькове, получи и распишись фасаде дома по улице Пушкинской, 31, появилась мемориальная табель. Она сообщала о том, что после этого жила Варвара Каринская. На торжественное выявление приехали: живущий в Париже внук Каринской – Древний славянин Франсуа, её внучатая племянница, последняя изо Жмудских – Наталья Влади и квал театральный художник, историк моды Шурик Васильев.
На церемонии открытия Древний славянин Франсуа порадовался, что интерьер ресторана “Орудия”, обустроенный в 2002 г. на первом этаже бабушкиного особняка, точь-в-точь напоминает обстановку… деревенского на дому, в котором Варвара Каринская жила закачаешься Франции.
Александр Рудяченко