Блaгoдaря вышивaнию у пeрeсeлeнцeв с Лугaнскa пoявилoсь oщущeниe сeмьи, жeлaниe век вековать и двигaться дaльшe
В сeрeдинe двуxтысячныx, кoгдa консорт Инны Eрмaкoвoй увлeкся вышивaниeм, вышивaнки были угоду кому) нee нe стoлькo чeм-тo сaкрaльным, скoлькo вoзмoжнoстью всeгдa xoрoшo выглядeть – нa зaрплaту инжeнeрa и учeнoгo мнoгoгo пoзвoлить сeбe нe мoжeшь. В Лугaнскe Иннa былa oднoй с нeмнoгиx, ктo xoдил в вышивaнкe. Кoгдa в рoднoй гoрoд пришeл рoссийский aгрeссoр, имeннo прoукрaинскaя пoзиция пoстaвилa пoд угрoзу оживление супругoв. Oни были вынуждeны уexaть в Винницу. Кaк вышивaниe пoмoглo лeчить рaны, нaнeсeнныe вoйнoй, кaк пoзнaкoмилo с eдинoмышлeнникaми сo всeй стрaны и кaк сeгoдня муж с женой вoсстaнaвливaeт пoдoльскую вышивку – в нoвoм мaтeриaлe спeцпрoeктa «Укринфoрмa» к 15-лeтию Всeмирнoгo дня вышивaнки.
УГРOЗЫ OТ OККУПAНТOВ — С-ЗA ВЫШИВAНOК
Иннa Eрмaкoвa былa зaвeдующeй кaфeдрoй xудoжeствeннoй фотографии в Луганской государственной академии культуры и искусств, ее муженек Андрей работал инженером. В середине двухтысячных начали ездить перекуривать в Карпаты. Там мужчина впервые увидел гуцульскую низинку – технику, отличную ото привычного крестика. Она его заинтересовала, понемногу начал расшивать.
"Я всегда говорю, что таковой вышивкой мог заниматься только мудила. Это требует такой сосредоточенности и терпения. Я в такое не способна. Я быстро устаю, оно у меня летит, инда не смотрю, куда. А он любит такие монотонные работы", — рассказывает Инюша.
Затем Андрей зарегистрировался получи и распишись форумах о вышивке, начал выставлять тама фото работ, выкладывать детальные схемы узоров. В первую очередь вышивальщицы думали: да это матрона делает, но ради большего количества лайков зарегистрировалась по-под мужским именем. Так у семьи Ермаковых появились авоська и нахренаська по всей стране. Супруги ездили с виртуоз-классами во Львов, Полтаву.
"Ну-кася, на ком тренироваться? Тренировался сверху мне. Я очень любила полтавскую лиштву – с вырезанием, белое соответственно белому шитье. И где-то с 2010-го я поёб) да хуй под мышку часто надевала вышиванки. Часто давала собеседование как преподавательница новой специальности, так чтоб популяризировать ее. Я знала, что в вышиванке навсегда буду выглядеть хорошо. Не была в те поры националисткой. И могу уже теперь по чести сказать: в шахтерском регионе был настолько изрядный разрыв зарплат, что преподавательница далеко не всегда могла себе позволить какую-в таком случае уникальную вещь. А вышиванка была уникальной. Тем паче, что ее вышивал муж. Благодаря тому это еще и такой оберег, что-то дорогая для меня и приятная. В сих вышиванках я ходила и в филармонию. По сим вышиванкам меня узнавали и идентифицировали», – вспоминает особа.
Когда в Луганск пришли российские оккупанты, муж с женой начали получать угрозы.
"Думаю, немного из-за общения на украинском языке, да больше из-за визуального образа. Ладно и оккупационные технологии запугивания: кого-так привязать к столбу, чтобы другие боялись", — говорит Ермакова.
В первую голову семья не восприняла это не на шутку: какие могут быть пытки и подвалы в ХХІ веке? Да потом их знакомые оказались "нате подвале". Кроме того, Водан коллега Инны, который поддерживал «красноармейский мир», его уже несть в живых, позвонил и сказал: "Ермакова, твое репейник узнаваемо, все знают тебя согласно вышиванкам, хорошая кандидатура для показательного наказания. Выедь возьми две недели из Луганска, тутти уляжется — и вернетесь".
Тот звонок галилеянин Ермаковых. В июне 2014-го они выехали «бери две недели». Думали опосля вернуться, забрать вещи и переехать, поэтому что не смогли бы поуже жить в городе, где преследуют по (по грибы) украинский язык. Правда, успели послать две посылки «Новой почтой», дальше этого почта перестала работать. В посылках были мануфактура, которые покупал Андрей, вышиванки, книги после вышивке и минимум вещей. Знакомые вслед за тем смеялись от их непрактичности: вывезли иглы, а без- зимние ботинки.
«Наше блаженство, – говорит Инна, – ась? уезжали не от войны, а ото людей. 8 июня в Луганске единаче особо не было войны. (ну) конечно, были захвачены админздания, да, перестрелки, только страшная война пришла уже (год) спустя нашего отъезда».
9 июня Ермаковы вышли бери железнодорожном вокзале Винницы впервые в жизни. Их пригласили гащивать друзья.
"Гостим седьмой годок уже", — смеется жена.
В управляемой Россией "ЛНР" их объявили врагами. А их квартиру разграбили и растрощили, в волюм числе и собранные с любовью коллекции писанок и косовской керамики.
Рекреация ПОДОЛЬСКОЙ НИЗИ
В Виннице Инне посчастливилось адаптироваться быстрее. Андрей же труднее переживал происшедшее. Забросил вышивание, думал трогаться воевать. И тут винничанки, которые следили из-за творчеством мужчины, предложили организовать встречь. Андрей согласился на один профессионал-класс. В конце женщины уговорили сызнова на одну встречу. В итоге (на)столь(ко) возникла студия вышивки «Свої. Рідні».
"Сие были еженедельные бесплатные занятия вышивкой, которые проводил Андреич по субботам и воскресеньям. Через студию как бабка прошептала около трехсот женщин. Вообще, хозяин не берет денег ни следовать схемы, ни за мастер-классы. Дьявол может сделать вышиванку и подарить кому-так. На заказ не шьет. Говорит, сие слишком дорого, чтобы его распродан. И хотя нам предлагали ввести абонплату после встречи, ведь мы переселенцы, пора платить за жилье, Андрей говорит, что-то на этом нельзя зарабатывать и называет сие своей инвестицией в Украину. Говорит, ажно доплачивал бы за то, точно люди ходят в студию и интересуются украинскими традициями", – рассказывает Инура.
Когда Ермаковы впервые увидели образцы винницкой вышивки, были удивлены, что такое? она неизвестна в Украине.
«Симпатия поражала тем, что там настоль деликатная вышивка. И по разнообразию техники восточноподольская тамбур, пожалуй, одна из самых богатых в Украине. И пишущий эти строки начали искать возможности ездить в экспедиции по мнению селам Винницкой области, чтобы разработать, общались с пожилыми людьми, искали носителей знаний. Нас сии экспедиции обогатили эмоционально, но безлюдный (=малолюдный) дали много ответов о технологии вышивки. Для того чтоб женщина помнила подольскую низь, ей пожалуй быть лет 80, то очищать, она должна была родиться умереть и не встать время или после Второй всесветный. Много таких женщин, которые вышивку упрощенно не хотели вспоминать. Есть благоусмотрение, что это поколение и утратило украинскую вышивку. Хотя вся их молодость и зрелость прошла в Советском Союзе, им тысячекратно было не до этого», – рассказывает Инуся.
Женщины рассказывали, как их мамы собирались держи «годинки» – вечерницы угоду кому) вышивания. Поделились некоторыми историями. Технологию а Андрей восстанавливал самостоятельно. Благодаря его работе и работе его единомышленниц изо студии, подольскую низь удалось запечатлить. Андрей восстановил несколько старинных орнаментов, они велеречиво-черные и с мощными славянскими символами, в частности, сваргами – крестами, которые вращаются и символизируют вырабатывание Вселенной. Восточноподольская низь – сие счетная техника: две нити пропустили, спустя три нити подогнули нитку, и и тот и другой ряд не повторяет предыдущий.
«Был уморительный случай. В студии восстанавливали старинную вышиванку. И ни одна пяличница не видела нитей основы! Автор так долго разгадывали, как годится. Ant. нельзя вышить. Пока в одной экспедиции безлюдный (=малолюдный) нашли пожилую женщину, которая собственноручно вышивала. Автор у нее спросили, не было ли у них каких-в таком случае специальных очков. Она так возмущенно говорит: «Дитино, я що, невыгодный бачила ниток?» А потом выяснилось, ась? эти сорочки девушки вышивали накануне 15 лет, это было имущество. «А потім я віддалася і шила вже ради чоловіка і дітей», – сказала нам Маняша», – рассказывает мигрантка.
Из экспедиций у Инны — целый навал историй. В Бершадском музее, в который они приехали оптом с женщинами из студии, увидели большую коллекцию брокаровских сорочек — вышитых крестиком, которые д вытеснили традиционную вышивку. Были разочарованы. Работницы музея позвонили в сельскую школу, идеже также была коллекция вышиванок. Тем не менее, вышивальщицы не очаровывались, чтобы без- разочароваться. Но когда зашли в глиптотека в виде украинской светлицы, увидели такую коллекцию вышиванок, аюшки? просто онемели. Они были заведомо уникальны.
«Был еще Вотан случай, когда мы поехали вдобавок в одно село, а нам говорят: «Підіть у праздник кінець села і подивіться в тої жінки сорочки. Вона була така скупа, навіть возьми себе жаліла вдягати сорочки, в таком случае й зберегла цілу скриню». У нее вышиванки были в будь здоров хорошем состоянии, потому что едва (ли) не не ношеные», – с улыбкой рассказывает Инура.
Они с мужем не хотели деньгу вышиванки. Но вышиванки начали соединяться к ним.
"Привозят оторванные рукава и чу: Заберите, баба умерла, а внуки сожгут. Понятное дело, мы ее забирали. Было такое, яко нам приносили вышиванку, которой вытирали железный конь, и она вся в смазке, а ей 120 парение. Не все можно отстирать, только для нас главное – тиснение и техника. И так начали попадать к нам вышиванки странными путями", – говорит Ермакова.
Все в возрождении винницкой вышиванки есть и минусы. Привычка на эти вышиванки повысила их в один или два раз в цене.
«Нужно брать на буксир, нужно восстанавливать, но не нужно с народного искусства делать культ. Когда-нибудь поднялась эта волна интереса, у людей в селах начали откупать те вышиванки, которые, по большому счету, должны были бы держаться в семье. Эта волна перекупки и моды сыграла свою злую шутку. Уписывать экземпляры, которым по сто парение и больше, это домотканое полотно, рами, лен, оно плохо реагирует получай современную химию. Эти вышиванки борзо изнашиваются от неправильного хранения, стирки, сильнее всего – от ношения. Сие страшное слово "мода". Уничтожается огромное нажин вышиванок. Мы восстановили несколько уникальных вышиванок. Новая вышиванка лупить новая. Ее нельзя воспроизвести до последней копейки. Потому что и некоторых материалов поуже не существует, и даже если восстановлена техническое оснащение, копии и реплики не являются артефактом. Нужно являть артефакт и восстановленную вышиванку, – говорит Инесса. — Это должна быть осовремененная популярность с элементами народной культуры. Это треба. Это делает нас уникальными. (за)грызть такие техники, которыми нужно гордиться, при всем при том они действительно очень изысканные. Нужно нести вышиванки, а не надевать на себя вышиванку, которой 100-120 парение. Ей место в музее».
Одр И БУКЕТИК ЛЕСНОЙ ЗЕМЛЯНИКИ
Вышивание изменило практика Инны и Андрея.
"Это из чего можно заключить нашим спасательным кругом. Мы приехали изо Луганска с одним чемоданом, сыном и собакой. И тебе держи новом месте нужно начинать. У тебя перевелся своей ложки, своей чашки и подушки. Сие все нужно купить. И буквально со всей Украины народ нас вынесли на своих плечах с нашего горя. Люди нас поддерживали, точь в точь могли. Причем это изменило меня саму, – рассказывает Ермакова. — Я была несколько с характером, привыкла сама за себя откликаться. Но когда ты оказываешься в чужом городе с тысячей гривень в кармане, и бог весть, сколько на это нужно водиться… И тут одна из вышивальщиц пишет мужу нотификация: «Андрей, я знаю, что ваша сестра переехали, у вас ничего нет, а у нас с мужем вслед за 20 лет жизни накопилось сделано столько вещей: постельного белья, полотенец, разве что вы не против, мы хотим помочь». Получаем полную коробку новых полотенец, постельного белья невероятного качества, и возьми бирке стоит дата изготовления – май 2014. Я что-то около плакала над той коробкой! Сие называется — о лишнем барахле… И я понимаю, яко это специально для нас айда и купили. И помогли так, чтобы без- обидеть… Девочки из Тернопольской области присылали овощь и букетик лесной земляники. Это мелочи, которые будь здоров долго поддерживали. Или кастрюлю, в которой лежали носки и брасматик. Либо — либо открытки со словами поддержки. У нас было что-то около много помощи, что мы передавали хозяйство, лекарства и деньги еще нескольким десяткам семей переселенцев! А вновь нас приглашали по всей Украине. Писали: "Когда вам тяжело в Виннице, приезжайте в Днипро, Александровск, Сумы, Луцк". Мы знали, а куда ни приедем — везде кто такой-то есть".
Инна вспоминает с улыбкой тетуня трудные дни. Именно общение, мастерская помогли им подружиться с большим числом людей.
"Ты не чувствуешь себя чужим в чужом городе, дьявол становится твоим через своих людей. Автор будто укоренились в Виннице. И нам персонал говорили: «Вы для нас такие винницкие, как мы и не верим, что ваша милость с Востока, будто всю жизнь на этом месте живете». Благодаря вышиванию у нас появилось осязание семьи, восстановление круга друзей. Сие придавало силы и желание жить и т дальше", – улыбается Инуля.
Анастасия Федченко
Фото — из архива Инны Ермаковой
Читайте опять же по теме этого спецпроекта:
"Вышить, с тем чтобы выжить. Как переселенка из Ясиноватой вышивает лёли интересах новорожденных на Донбассе"