Прoeкт "Кaлинoвый к@тяг" прoдoлжaeм рaсскaзoм o культoвoй гoлливудскoй кинoaктрисe 1920-30 гoдoв укрaинскoгo прoисxoждeния
В Укрaинe, гдe рoдилaсь будущaя aмeрикaнскaя кинoзвeздa, гдe бурнo прoлeтeлa ee юнoсть, псевдоним Aнны Стэн прeдaнo зaбвeнию. Зaтo Anna Sten с oгрoмным пиeтeтoм привeчaeтся буквaльнo вo всex тoлкoвыx зaрубeжныx кинoспрaвoчникax. Дaльшe – бoльшe. Тoгдa кaк aмeрикaнскиe издaния в oдин гoлoс нaзывaют aктрису “пeрвoй укрaинскoй звeздoй в Гoлливудe”, всe кинoэнциклoпeдии сeвeрнoгo сoсeдa нaглo нaзывaют испoлнитeльницу… “русскoй блoндинкoй”.
Чтo наш брат o ee фeнoмeнe знaeм? Нaибoлee дoстoвeрнaя инфoрмaция o жизни и твoрчeствe кинoкoрoлeвы Aнны сoдeржится в вoспoминaнияx выпускникa Киeвскoгo кoммeрчeскoгo институтa, извeстнoгo в Брaзилии и в Сoeдинeнныx Штaтax укрaинскoгo oпeрaтoрa и рeжиссeрa Юрия Тaмaрскoгo (нaстoящaя фaмилия: Кoвбaсюк; 1903-1987), a тaкжe в рaзрoзнeнныx зaрубeжныx интeрвью сaмoй звeзды. Нaстaлo врeмя суммирoвaть рaссыпaнныe фaкты, тeм бoлee, чтo имeннo в сии дни eсть пoвoд: 12 нoября 1993 г. Aннa Стен скoнчaлaсь.
В oднoм из пoслeдниx интeрвью oнa признaлaсь o свoeм рaзрывe с Гoлливудoм:
— Я ни o чeм нe сoжaлeю. Я ничeм нe пoжeртвoвaлa, кoгдa ушлa. Кoгдa дeлaeшь выбoр, вooбщe, нe жeртвуeшь. Жeртвуeшь тoлькo тoгдa, кoгдa тeбя принуждaют, eсли пeрeстaeшь бытийствовать сoбoй… Свoй выбoр я сдeлaлa сoзнaтeльнo.
16 нoября 1993 г. гaзeтa “Los Angeles Times” в рaздeлe “Нeкрoлoги” пoмeстилa стaтью “Aннa Стeн: Aктрисa, импoртирoвaннaя Сэмoм Гoлдвинoм” (“Anna Sten: Actress Imported by Goldwyn”), гдe в чaстнoсти дрaму излoжилa тaк:
— Экзoтичeскaя и крaсивaя рoссийскaя aктрисa Aннa Стен, в свoe врeмя привeзeннaя в Гoлливуд Сэмюэлeм Гoлдвинoм в кaчeствe втoрoй Грeты Гaрбo, нo в итoгe прeврaтившaяся в глaвную “oшибку Гoлдвинa”, – скoнчaлaсь. Eй былo 84 гoдa. Девушка Стeн, жившaя в Бeвeрли-Xиллз в тeчeниe мнoгиx лeт пoслe тoгo, кaк ee aктeрскaя кaрьeрa прeждeврeмeннo зaкoнчилaсь, умeрлa в пятницу, в сoбствeннoм дoмe в Мaнxэттeнe, Нью-Йoрк oт oстaнoвки сeрдцa. Знaмeнитый aмeрикaнский прoдюсeр привeз ee в Гoлливуд в нaчaлe 1930-x гг., прoвeл ширoкую рeклaмную кaмпaнию, жeлaя сoздaть eщe oдин oбрaз знoйнoй eврoпeйскoй крaсaвицы, зaтмив тeм сaмым aуру Грeты Гaрбo и Мaрлeн Дитриx.
* * *
Oчищaя фaкты oт вымыслoв и вeрсии oт мистификaций, приступим. Aмeрикaнскaя aктрисa укрaинскoгo прoисxoждeния Аннушка Стэн (Anna Sten; настоящее слава – Анна Петровна Фесак) родилась 3 декабря 1908 г. в Киеве. Ее святой отец, Петр Фесак, был родом с запорожских казаков, служил танцором и балетмейстером (ровно по другой версии – театральным художником-постановщиком; ровно по третьей – трудился приказчиком в киевском обувном магазине) и погиб нате фронтах Первой мировой войны в 1917 г. Матика, по происхождению – полушведка-полурусская, Алексаня Фесак (сценическое имя – Фесакова) была интервал-балериной Киевского театра оперы и балета.
В детстве Аннушка Фесакова занималась танцами, брала уроки зрелище на пианино, но потом случилась Украинская Переворот 1917-1920 гг. И было уже далеко не до манер, а тем более – никак не до пуант. Говорят, начиная с 12 полет, девочка колесила в составе труппы бродячего цирка в области дорогам бывшей Российской империи. Потом Октябрьского переворота и смерти отца дом овдовевшей балерины голодала: мать перестала происходить на сцену, а работала кассиршей, продавая билеты. Денег им с дочерью трагически не хватало. Совсем молоденькой Ане пришлось горбом) продавщицей в лавке. Только породу и умница не спрятать под чепцом торговки.
Лупить сведения, что в 1922-1923 учебном году талантливая дев`онька-подросток уже училась в Киевском государственном театральном техникуме (КГТТ) (соответственно другим источникам – в Высшем мелодически-драматическом институте имени Н.В.Лысенко), идеже, используя помещения вуза, под началом Леся Курбаса собралась группировка актёров, на базе которой возникло Творческое коалиция “Березiль”. Нет, к реформатору украинского театра Аня невыгодный попала, но в любительском театре быть политуправлении Киевского военного округа впервинку вышла на театральные подмостки в любительском спектакле, идеже, в частности, исполняла главную роль в пьесе “Похвала Ханнеле” (1894) патриарха новой германской литературы Герхарта Гауптмана.
Вдоль одному из источников, ее педагогом актерского мастерства стал фрэнчовый актер бурятского происхождения Валерий Иванович Инкижинов (1895-1973), в так время – ассистент-постановщик Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Так чтоб зарабатывать на жизнь, по вечерам студентка подрабатывала так официанткой в киевском ресторане, то корректором в редакции газеты “Пролетарская хотя”, что в 1943 г. стала… “Киевской правдой”.
* * *
Достоверных данных о начальном периоде артистической карьеры будущей кинозвезды почти что не сохранилось. Несколько скупых фактов я ес в газете “Ukrainian Weekly” (“Хохляцкий еженедельник”; №52 от 24 декабре 1937 г.), издаваемой украинской диаспорой в Джерси-Сити, Нью-Джерси. В конце жизни, отвечая нате вопрос своего почитателя Джона (Ивана) Орлыка изо городка Фелан, Калифорния: разговаривает ли кинодива сверху украинском, – Анна Стэн сообщила, отчего до двенадцати лет, пока юрт не переехала в Москву, она была украиноязычной.
Больше, того, оказавшись в Белокаменной, девочка как не… не понимала русский жало. Когда Анна поступила в женскую гимназию, имел поляна неприятный курьёз. Прогуливаясь между рядов, географичка велела воспитаннице:
— Убери со стола.
Наравне рассказывала позже сама киноикона, Аня оцепенела и стала судорожно прикидывать в голове, чего от нее требуют? Неужели искупать пол?! И тогда, защищая человеческое ценность, девушка громко заявила по-украински:
— Я невыгодный смітила!
Кстати, газета “Ukrainian Weekly” опять же утверждала, что “ее родимый батюшка преподавал украинские народные танцы, временно не был убит большевиками в 1921 г.” Конец это – факты о так называемой “русской актрисе”.
* * *
Проучившись один с половиной года на киноотделении КГТТ, в 1926 г. Анюта Стэн узнала о наборе в Первый работник театр Пролеткульта в Москве и уехала в столицу Советы.
Якобы, там в одном из спектаклей для 16-летнюю актрису-подростка обратил интерес К.С.Станиславский (1863-1938). По высочайшей протекции юное подаренье определили в Государственный практический институт кинематографии (ныне – ВГИК), а по малом времени студентка даже получила место в общежитии акционерного общества “Межрабпом-Россия”. Вскоре Анна вышла бери театральные подмостки и играла в спектаклях – “Синяя жар-птица” Мориса Метерлинка и “Везение Гюнт” Генрика Ибсена, поставленных в экспериментальной Студии МХАТа Константином Станиславским.
Не более вдруг в высокое искусство вмешалось акция молодое, и в 1925 г. в Киеве девушка внезапно вышла замуж за артиста эстрады Бориса Бернштейна, работавшего в одном изо киевских театров-варьете. Именно ото сокращенной европеизированной фамилии первого благоверная Анна вытащила собственный броский матроним – Стэн.
К кинематографу, согласно одной изо легенд, актрису приобщил Сергей Эйзенштейн, хоть бы первым наставником стал все а постановщик Борис Барнет (1902-1965). В 1926 г. Нюта Стэн дебютировала в немом фильме, сыграв эпизодическую круг обязанностей стенографистки в комедии “Мисс Менд” режиссеров Федора Оцепа и Бориса Барнета, снятой держи студии акционерного общества “Межрабпом-Московия” по агитационно-приключенческим повестям “Месс-менд, аль Янки в Петрограде” и “Лори Лэн, токарь” Мариэтты Шагинян. Для Страны Советов панорама, сделанная по мотивам… пролетарских комиксов, имела доходный триумф. Впоследствии сценарист и постановщик Боб Барнет вырос до известного советского кинорежиссера, а в 1933 г. хотя (бы) снял мощную антивоенную картину “Край”, удостоенную в 1934 г. на Втором Венецианском кинофестивале в Италии Кубка Муссолини.
Но не в Бориса, а на его коллегу обратила забота Анна и в 1927 г. во второй редко вышла замуж: теперь – по (по грибы) Федора Оцепа. В последующие годы порнограф снял супругу еще в четырех лентах: в трех немых – “Шарик в плену” (1926), “Третий рим в октябре” и “Девушка с коробкой” (обе: 1927), а в свою очередь в “Живом трупе” (1929). Признанность молоденькой актрисы взлетела, когда возлюбленная появилась в роли модистки-шляпницы Наташи Коростелевой в комедии “Барышня с коробкой”, удачно пропагандирующей государственные выигрышные займы. В 1928 г. обозначились ведущие роли в социальных драмах “Дивный клюв” и “Мой сынок” Евгения Червякова, в “Провокаторе” Виктора Турина, снятого вдоль мотивам романа “Нас было трое” Леся Досвитного, а также в историческом фильме “Беленький орел” Якова Протазанова.
* * *
Когда-никогда партнерами Анны Стэн по съемочной площадке стали театральные актеры Васяша Качалов, Николай Черкасов, Борис Чирков, Михайла Жаров, а также режиссер Всеволод Мейерхольд, некоторые люди кинокритики, имея в виду популярность Анны Стен, провозгласили: советское кино наконец обрело свою Веру Холодную… И действительно, взлет казался стремительным. К 1928 г. 20-летняя украинская киноартистка превратилась в одну из самых узнаваемых и любимых актрис Союз Советских Социалистических Республик, а в эпоху НЭПа фильмы с ее участием пользовались бешеным успехом.
Тем временем из-за истекшую после Октябрьского переворота декаду “скромное пленительность” диктатуры пролетариата из сердец революционно настроенных деятелей искусства явно улетучилось. Уже по инерции после 1929 г. кинодива снималась в СССР, же едва подвернулся случай, эмигрировала в Западную Европу. Загон был сделан: некоторые из ранних фильмов Анны Стен демонстрировались за рубежом и вызвали у иностранного зрителя идентифицированный резонанс; особенно поразил немецких кинопрокатчиков многознаменательный фильм “Белый орел”, рассказавший о разгроме рабочей забастовки в 1905 г.
В 1930 г. по контур советско-германской кинокомпании Межрабпомфильм, созданной в Москве в 1928 г. получи и распишись обломках расформированного АО “Межрабпом-Россия”, украинская актриса отправилась в Германию, идеже вместе с Германом Валлентином снялась в своей первой эвфонический картине “Заработная плата бухгалтера Кремке” (“Lohnbuchhalter Kremke”), поставленной получи кинофирме “Prometeus” одной с немногих немецких женщин-режиссеров Марийцы Хардер.
На родину Анна Стен решила не возвращаться и продолжила карьеру в Европе, когда-никогда им с мужем, Федором Оцепом предложили контракты. К этому были по сей день предпосылки: пара владела немецким, беспричинно что языковый барьер препятствием отнюдь не стал. Это правда, актриса говорила с акцентом, только в германском кино 1930-х гг. снималось пей — не хочу иностранок.
Отсюда следует, супруги решили сделать ручкой Москве, тем больше, что начинались суровые времена, и стоический занавес со скрипом закатывался. Последняя справка об Анне Стэн в СССР была опубликована в журнале “Пролетарское фильм” в 1932 г. Дальше – (как) будто бабка пошептала… Что значила конкурс внутренней свободы со свободой творческой, свидетельствовали фотографии. В дух года даже физический облик советской актрисы преобразился: изо красивой, но озлобленной брюнетки – кинокоролева Нюраха преобразилась в доброжелательную белокурую прелестницу.
* * *
Объединив творческие активность, Федор Оцеп и Анна Стэн начали с шедевра. Неметчина не была Совком: здесь рассиживаться в кресле с сухим мартини приставки не- доводилось… Приходилось сниматься в напряженном ритме. Отдельный Божий день актриса поднималась в высшая оценка утра, ехала на студию, а возвращалась на дом поздно вечером и – смертельно усталой, подчас работая даже по воскресеньям.
Игра стоила свеч. В 1931 г. хозяин подал красавицу-жену дуплетом – в успешном франко-германском проекте. Сверху заре звукового кино было ведется делать ленту в двух вариантах – с немецкими актерами держи немецком и с французскими – на французском языке. Ибо это были экранизации романа “Братья Карамазовы” Ф.М.Достоевского, получились… двум самостоятельные по климату картины с разными актерскими составами. Нет слов Франции фильм вышел в прокат равно как одноименная с романом лента “Les Frères Karamazoff”, а чисто в Германии немецкоязычная версия появилась перед названием “Убийца Дмитрий Карамазов” (“Der Mörder Dimitri Karamasoff”). В обеих постановках снималась только одна лицедейка – Анна Стэн, которая сыграла Грушеньку.
Немецкая показ состоялась в модном берлинском кинотеатре “Capitol” 8 февраля 1931 г., а там прошли показы в Вене; в французской версии рисунок пошла сначала в Лозанне, а только через некоторое время в Париже. Фильм имел грандиозный счастье. Правда, звучали и критические отзывы. Безусловно, что центральный орган русской эмиграции кайфовый Франции, газета “Последние новости” пригвоздила творческую группу следующем сообщением:
— Берлинская этикетка “Терра” выпустила вариофильм советского кинорежиссера “Душегубец Митрий Карамазов” Федора Оцепа до Ф.М.Достоевскому в обработке германского драматурга Леонхарда Франка. Проходка характеров не удалась фильмовому постановщику. В тихий части использованы балалайки, колокольчики тройки. Красочно поставлена сценка разгула в Мокром, куда приходит гестапо арестовывать Дмитрия. В заглавной роли выступает общеизвестный германский актер Кортнер, загримировавшийся около… монгола.
Вместе с тем, сияние о криминальном фильме “Убийца Димуха Карамазов” докатилась до Соединенных Штатов, и в сентябре 1931 г. в Нью-Йорке, в зале бери 48-й Авеню состоялся премьерный передача ленты. Американская пресса фильм хвалила, а комментатор еженедельник “Variety” об Анне Стен написал так:
— А.Стэн блестяще воплотила в экране Грушеньку. С ней в немецкое киноискусство пришел новый образ. Она за происхождению русская, но в некоторые моменты выступает, делать за скольких двойник Марлен Дитрих. Не необходимо понимать буквально; речь идет единственно о внешнем сходстве, о соответствии внешности, лица и фигуры стандартам континентальной прелести.
* * *
(как) будто оказалось, эти слова предугадали в недалеком будущем перевал в судьбе актрисы. После такого успеха бывшая киевлянка оказалась в Западной Европе востребованной исполнительницей. В 1931 г. европейский марафет на ее новейший имидж навели три картины: французская – “Переворот-мортале” (“Salto Mortale”) и германская – “Бомбы надо Монте-Карло” (“Bomben auf Monte Carlo”). Точку в художественных метаморфозах поставила криминальная казнь египетская с элементами эротики “Бури страшный” (“Stürme der Leidenschaf”; 1932) режиссера Роберта Сиодмака, идеже Анна Стэн снялась на пару со знаменитым Эмилем Яннингсом.
Спустя некоторое время всё случилось, как и предвидел Дар Божий Михайлович:
— Любовью все покупается, однако спасается… Любовь такое бесценное нещечко, что на нее весь свет (белый) купить можешь, и не только домашние, но и чужие грехи еще выкупишь.
(на)столь(ко) случилось, что продюсером фильма “Каин Дмитрий Карамазов” выступил пришелец из России Евгений (Юджин) Френке (1895-1984), (ученый – по образованию. Говорят, получи и распишись съёмках между бывшим москвичом, русским немцем, 36-летним вдовцом, воспитывавшим донюшка, и 23-летней Анной Стэн вспыхнул Романя. На самом деле познакомились они присутствие странных обстоятельствах.
Как вспоминал Енюта Френке, впервые он увидел Анну в улице, когда куда-то очертя голову несся и по мнению неловкости едва не сбил девушку с ног. Ровно он не помнит, что если так смутило больше: ее красота неужели его неуклюжесть. Извинившись и улыбнувшись дружок другу, они разбежались, а вечером в киножурнале симпатия вдруг наткнулся на фото Анны. И сопродюсер сделал все возможное, чтобы сделать знакомство с прелестной незнакомкой.
Вскоре актриса бросила второго сопруга и в 1932 г. вышла замуж в третий единовременно. Новому возлюбленному, к счастью, вовремя посчастливилось из Страны Советов перевести фрагмент семейного состояния в швейцарские и французские банки. Любил ли по мнению-настоящему украинскую киноактрису Евгений Френке? Как он вытащил из швейцарских и французских банков кончено свои сбережения и вложил в Германии и кайфовый Франции в производство двух киноверсий романа “Братья Карамазовы”, как-никак его Аннушка давно мечтала выступить… Грушеньку.
Дальнейшая карьера Анны Стен резко вышла на американскую орбиту.
* * *
В 1932 г. возьми красотку украинско-шведских кровей обратил напирать могущественный продюсер, в будущем (1924) – Вотан из содиректоров крупнейшей американской киностудии “Metro-Goldwyn Mayer” Сэмюел Голдвин (Samuel Goldwyn; 1879-1974). И – старейшина Голливуда пригласил европейскую актрису в Лос-Анджелес, Калифорния. Отколь такое внимание, спросите?
Ловец кинодуш изысканно знал восточнославянских женщин. В 1920-х гг. ему посчастливилось с нуля создать в Голливуде свою личную звезду – венгерку Вильму Банки (Vilma Bánky; 1901-1991). Что человек не только образованный, чувствующий классику, только и всячески державший нос по ветру, в начале 1930-х Сэм Голдвин загорелся идеей продюсировать экранизацию “Братьев Карамазовых”. Несомненно же, он готовился к проекту и посмотрел все на свете, что было снято раньше.
О его новом проекте знал Мастерская вестернов, и со всех сторон стекалась полезная сообщение. Вскоре о самобытной европейской актрисе, блиставшей в роли Грушеньки, продюсеру рассказал видный режиссер Джордж Кьюкор (George Dewey Cukor; 1899-1983), пребывавший лещадь впечатлением немецкоязычной версии картины “Убивица Дмитрий Карамазов”. Мнению профессионала Сэм Голдвин доверился – вслед за роль в криминальной драме “Газовый подлунная” (“Gaslight”) Джорджа Кьюкора легендарная Ингрид Бергман в 1944 г. получит находя “Oscar”.
Киномагнат заказал пленку и самопроизвольно посмотрел “Убийцу Дмитрия Карамазова”. Проказа Анны Стэн потрясла патриарха Голливуда прежде глубины души, и Сэм Голдвин писал:
— Вернисаж, когда я заметил ее, был величайшим средь бела дня во всей моей карьере. Я подумал: “Сие настоящая звезда! У нее есть весь век: и внешность, и стиль, и сексапильность, и класс. У нее естественная краса, интеллигентность, интуиция прирожденной актрисы, серьезное сноровка жизни. И она могла бы разыграть, как “бестия”!
* * *
У гения вечно) что-то делает нужные случайности сходятся в одной точке времени и пространства. Североамериканский продюсер Сэм Голдвин на самом деле родился быть императоре Александре II в семье бедных варшавских евреев, (языко Шмуль Гелбфиш (Schmuel Gelbfisz). В поисках лучшей жизни молодчик отправился в Бирмингем, где англизировал фирма как Samuel Goldfish. В 1898 г. спустя канадскую границу он въехал в США и превратился в успешного менеджера… по части продажам Сэма Голдвина.
Поверьте, дьявол знал всё о возможностях актрис, воспитанных в Российской империи, из-за этого студия “Goldwyn Pictures” предложила исполнительнице выигрышный контракт – сразу на три фильма. В документе обозначились без- только внушительные гонорары, но и ведь, что в картинах ее роли будут главными.
Незаинтересованный супруг русско-немецкой кинодивы – Юджин Френке, маловыгодный только оказался преданным поклонником актрисы, только стал личным агентом звездной жены: спирт вел детальную переписку с мистером Голдвиным, выторговывал самый что-нибудь ни на есть выгодный подряд: обещанные гонорары в неделю в течение первого лета работы поражали воображение – $1500, а кайфовый второй год – $2000. Cам высокопрофессиональный продюсер, Юджин Френке выбирал самый выигрышные сценарии. Эта пара была в сущности влюблена друг в друга. Даже улыбки Нюрася Стэн не позволяла в адрес постороннего сильный пол; при посторонних с Евгением жена общалась никого кроме по-русски, таким образом, пусто не посвящая в суть обсуждаемых тем.
* * *
В Голливуде ни одна человек с именем не рождалась с золотой ложкой кайфовый рту. Не стала исключением и Анюта Стэн. Уплыв за океан, всего лишь на родине дяди Сэма артистка из погорелого театра осознала, что языка-то симпатия не знает? А какая, позвольте, может сиять как жар кинодива без языка? Но Сэм Голдвин сродясь не пасовал перед обстоятельствами, поелику видел возможности. По прибытии любимец в Лос-Анджелес продюсер нанял актрисе педагога, которая аккуратно, как немка, целый год занималась со знаменитой ученицей. Сильнее того, по голливудским стандартам Аннушка Стэн оказалась дамой в теле, и ее без дальних разговоров же посадили на строжайшую диету.
Ранний год пришлось о съемках забыть, непреклонно осваивая американский английский, беспощадно искореняя упор и превращаясь в фигуристую кинобогиню. Первую в США картину – “Нана”, снятую режиссерами Дороти Арзнер и Джорджем Фицморисом в 1934 г. сообразно мотивам одноименного романа Эмиля Золя возле участии бывшей киевлянки, в прессе повсюду разрекламировали. Но… кассу хаз не собрала; премьерная неделя, патетически устроенная Сэмом Голдвином в нью-йоркском зале “Radio City Music Hall”, провалилась.
Все же, пиарить своих протеже Сэм Голдвин умел. Симпатия всегда нанимал хлестких в слоге писак, поднаторевших держи джинсе, и в центральной прессе регулярно появлялись сентиментальные статьи вроде:
— Только такая женщина, как Аня Стэн, могла истолковать роман Золя. Возлюбленная сама познала и голод, и холод, и фобия смерти. Когда два года тому взад я увидел ее в советских фильмах, в таком случае сразу понял, что она принесет получи и распишись американский экран искренность и новизну. Наш брат готовили актрису целый год, обучали английскому и актерскому мастерству. Сие женщина удивительной судьбы. Во сезон революции мисс Стэн познала потеря. Днем она разносила суп солдатам, слышала выстрелы и видела, в качестве кого по улицам волокут кричащих женщин. Объединение ночам Анна куталась в тряпье единодушно с другими московскими бедняками. Были пора, когда Россия страдала за верх…
Все-таки, имели место и реальные откровения. Прикиньте, давая интервью американской газете “Lincoln Star” г.Линкольн, Небраска, одноплеменница (!!!), женщина-режиссер Дороти Арзнер (Dorothy Emma Arzner; 1897-1979), снявшая “Нана”, в десятку самых стильных актрис поставила 25-летнюю украинку. В таком случае есть в один ряд с Гретой Гарбо, Мириам Хопкинс, Кэтрин Хепбёрн, Рут Чаттертон, Черемисы Дресслер, Белой Бонди, Хелен Хейс, Джудит Андерсон и Луизой Эстансия.
Самой же подопечной продюсер запретил… всучать интервью. Позже она объясняла:
— У меня было такое наитие, будто меня загоняют в уже насыпанный образ, тогда как я ожидала горизонт для творчества. В Европе он у меня был.
* * *
Создатель Сэм Голдвин редко ошибался. В Анне Стен он увидел универсального солдата, нашенский инструмент в голливудской бойне, решительный отчёт на холодную Грету Гарбо (Greta Garbo; 1905-1990), а благодаря чего вложился по полной и надолго. Дьявол-то прекрасно знал: четыре годы ту притягательную шведку, как чарующего Соединенные Кадры Сфинкса, продавливал в Голливуде иной могущественный кинопродюсер – Луис Барт Мейер (Louis Bart Mayer; 1884-1957).
L.B. (“Эл-Би”), равно как его называли за глаза, в свой черед был выходцем из соседних с нами земель; родился симпатия как Лазарь Меир в еврейской семье в Минске. В стране дяди Сэма выходец начинал с “металлургического” бизнеса (собирал металлолом и утилизировал бытовые остатки), но в 1916 г. вместе с миллионером Ричардом Роландом создал в Нью-Йорке компанию “Metro Pictures Corporation” с собственной киностудией и актерским букинг-агентством. Через два года он отправился в Лос-Анджелес, идеже единолично создал кинокомпанию “Louis B.Mayer Pictures Corporation” и в 1918 г. есть первый продюсерский фильм – “Добродетельные жены” (“Virtuous Wives”).
Конкуренция нате Фабрике грез всегда была бешеной. И кинопродюсор Сэмюел Голдвин лелеял свою подопечную: “У нее воззрение робкой лесной птички, а кожа нежнее (цвет”. На протяжении двух парение Анна Стэн снималась редко, так только у маститых режиссеров. И – положительно в звездном ансамбле. В 1934 г. она сыграла Катюшу Маслову в драме “Наша сестра снова живы” (“We Live Again”) Рубена Мамуляна за последнему роману Льва Толстого “Воскресение” c Фредриком Марчем в роли Нехлюдова и Чарльзом Обри Смитом в образе князя Корчагина. В 1935 г. последовал дуэт с Гэри Купером в мелодраме “Брачная Морана” (“The Wedding Night”) классика мирового кинематографа Кинга Видора; картина получила премию Венецианского международного кинофестиваля в номинации “выдающийся режиссер”.
Имя бывшей киевлянки оказалось отнюдь не просто на слуху. Такой штришок. Когда 30 декабря 1935 г. корреспондент американской газеты “Ogden Standard” попросил французского исполнитель и киноактера Мориса Шевалье (Maurice Auguste Chevalier; 1888-1972), систематично участвовавшего в бродвейских шоу, назвать десяток самых красивых в мире женщин, спирт назвал графиню де Мальгрет изо Парижа, Анну Стэн, Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Лоретту Янг, Мерл Оберон, Клару Боу, Кэй Фрэнсис, писательницу изо Нью-Йорка Клэр Брокау и французскую актрису Аннабеллу. Кому к тому же из наших украинских кинозвезд давали в Голливуде таковой шанс?
* * *
О всех трех картинах, сделанных продюсером Сэмом Голдвином с участием Анны Стен, критика отзывалась прохладно, если отнюдь не сказать уничижительно: надежды на купеческий успех не оправдались. Когда три фильма в прокате провалились, со всей дури четвертое сословие обрушилась на патриарха Голливуда с упреками, обвиняя его в расточительности. Отнюдь не стесняясь, кинокритики шельмовали Анну Стен как “ошибку ценою в много долларов”, ставили ей в вину абсолютное анормальность звездному статусу. Сэм Голдвин отреагировал всего-навсего раз, но как:
— Господа, сие был мой миллион. И таких миллионов у меня короче еще много. А вот вашей Анны Стен у вас не будет никогда.
В нежели была причина технического провала? Тем не менее было дано: и талантливая актриса, и потрясающие сценарии, и цепляющийся кинопродюсер, и лучшие американские киностудии… Ми кажется, амбиции всей команды оказались приставки не- центростремительными, а центробежными. Если по-русски: отдельный действовал как в басне “Шипун, Рак и Щука”… Некий искусствовед, автор “Словаря французского фильм” Жан-Луи Пассек (Jean-Loup Passek; 1936-2016) в книге “Русское и советское великий немой” (“Le cinéma russe et soviétique”; 1981) утверждал, что такое? не Анна Стэн была тому виной, а исходная инструментарий самого С.Голдвина, вздумавшего во зачем бы то ни стало трепаться из протеже “новую Грету Гарбо”.
Уж в 1970-х гг., когда славный создатель Сэмюел Голдвин выпустил знаменитые воспоминания, он, похоже, понял свою главную ошибку и написал следующее:
— Сколько) (на брата американец в 1930-е годы думал, почему Анна Стэн была немкой, многие и не раздумывая так думают. Может быть, поелику, что все свои кинохиты любовница сделала в немецком кино. Но – ни слуху! Она была русская, точнее – хохлушка. Это – правда. Она родилась в Киеве, ежели и сценическую деятельность начала в России, в Москве, идеже и стала сниматься в фильмах.
* * *
Делать за скольких бы ее ни травили, к середине 1930-х гг. в Голливуде Анюта Стэн превратилась в икону стиля. Обладая безупречным вкусом, исполнительница изящно и тонко подбирала гардероб. Стейтцовый кинопродюсер Дэррил Занук (Darryl F.Zanuck; 1902-1979) утверждал, ровно именно Анна Стэн одевается скорее всех, кого он когда-либо видел в своей жизни. При всем том, приходиться констатировать: несмотря на невероятные медийные активность локомотива всего Голливуда, киностудии “Metro-Goldwyn Mayer”, формы второй Гретой Гарбо или третьей Ингрид Бергман Анне Стен не судилось. Хотя в целом ее поприще в США сложилась вполне удачно.
Возникло ярчайшее расхождение: ее боготворили, но долларом в кинотеатрах мало-: неграмотный голосовали; ей подражали, но состоять такой, как она, не желали; ею восторгались, а записать в кумиры не решались. В конце концов, до сих пор эти заморочки в Голливуде вызвали у Анны Стен отторжение. Актрисе захотелось вернуться в Ветеран Свет, где нравы соответствуют порядкам, а нормы приличия обязательны для того всех. Бывшая киевлянка отправилась в Город дождей, где поселилась в старинном особняке XVI в. Только-тол вереницу всех своих предпочтений голливудская громкое имя приволокла с собой. Представляете, в лондонском особняке, тщательно обставленном антикварной мебелью, бывшая украинская дублерша продолжала кушать чай… с самовара.
В 1936 г. на Островах известная, да непонятая американская актриса снялась в главной роли, крестьянки Марии в мелодраме “Вековуша женщина” (“A Woman Alone”), изложение которой написал второй супруг – Федяхя Оцеп, а продюсировал – третий супруг Юджин Френке.
* * *
На правах говорят в Испании:
— Проблемы не заканчиваются, заканчивается житьё-бытьё…
Быстро истек временный условие, подписанный супругом-продюсером Юджином Френке в Великобритании, и Нюраша Стэн вернулась в Соединенные Штаты, идеже сразу получила американское гражданство. Точно (бы) дядя Сэм вдруг тебе подобрел и всего-навсего и ждал ее возвращения с распростертыми объятиями.
— (у)потреблять женщина – есть проблема, налицо денег не состоит женщины – тоже проблема.
Там с экранов она на три годы исчезла, чтобы всё опять пустилось… после кругу. Анна Стэн снялась в социальных драмах “Стрела изгнания” (“Exile Express”; 1939) Отиса Гаррета и “Малый, за которого я вышла замуж” (“The Man I Married”; другое имя – “Я вышла замуж после нациста”; 1940) Ирвинга Пичела.
Было должно, она действительно желала измениться, возвратясь в 1936 г. в Голливуд. Актриса приняла иную манеру поведения, всецело изменила стиль, даже переиначила киноамплуа – взять свое симпатии жизнерадостных янки проще, буде ты легкомысленная комедийная актриса, а ко всему а еще и секси. Теперь на наряды бывшей киевлянки ото соперницы Коко Шанель, парижского модельера и дизайнера, создательницы самого убеждения “prêt-à-porter” Эльзы Скиапарелли (Elsa Schiaparelli; 1890-1973) все без исключения обращали внимание все обозреватели таблица моды Соединенных Штатов. Без Анны Стен колонка светской жизни казалась полупорожний.
Между тем, после разрыва с киномагнатом Сэмюелем Голдвином предложений с Голливуда не поступало. Чтобы без- закиснуть в профессии, актриса согласилась фигурировать в своем первом радиоспектакле. Положа руку сверху сердце, скажу: в Голливуде бывшую киевлянку любили. Получи и распишись бульваре Сансет и Беверли-Хиллз у нее было тем) друзей – все, кто подчас-либо работал с Анной, проникались симпатией. Человеком возлюбленная слыла спокойным, общительным, милым.
Хоть соплеменницы признавались: одевается она элегантнее, нежели кто бы то ни было. Однако, увы – все это отнюдь не конвертировалось в актерскую славу. Искренне отвечая держи вопросы журналистов, она честно изливала ипохондрия:
— Слава больше, чем деньги иль возможность красиво отдыхать. В этом я далеко не одинока, все настоящие актеры манером) думают. Иногда они могут свершить ошибку, просчитаться, или же их заставляют мысль), что самое главное – сие зарабатывать… Деньги – общей сложности лишь конечный результат. Что касается славы, в таком случае приятно, когда люди тобой восхищаются. Же если тобой восхищаются идиоты, ведь плевать на них.
* * *
Идеже бы кинокоролева Анна ни оказывалась, кем бы ее слои ни пыталось видеть, настоящая киевлянка оставалась своенравной и непокорной. В неизменном противостоянии с американскими филологами, диетологами, букерами и хоть продюсерами, Анна Стэн была непоколебимой, потому никаких компромиссов не терпела. Ещё бы, диетологи навязывали кинозвезде фруктовые и овощные салаты, позже как она требовала плотный еда с вином и шампанским.
В течение жизни бывшая украинская притворщица любила готовить сама, что было неслыханно интересах Голливуда. Она варила борщи, жарила шашлык, а в ресторанах заказывала не более чем блюда национальной кухни. Любимым блюдом до могилы оказывалась селедка в сметане – в качестве закуски около рюмку охлажденной водки.
Для Фабрики грёз Анка Стэн оказалась слишком, как бы сие помягче сказать, неискушенной, безпонтовой. Скажите, какая голливудская знаменитость не следует моде, сама рулит компактным “фордом”, избегая положенного соответственно статусу “роллс-ройса” с водителем в фирменной фуражке с кокардой и белых перчатках, и инда играет в игру для простолюдинов – пинг-понг?
В домашних условиях Анна Стэн никогда не красилась, неважный (=маловажный) пользовалась тушью, при том, зачем от природы у актрисы были белесые ресницы. Симпатия отказывалась от мехов и драгоценностей, носила стеклышки в роговой оправе – ее фотомордочка в журналах разительно отличались от будничного облика кинодивы, которая со стороны, шевелись, напоминала фабричную труженицу, нежели звезду. Почто примечательно, в официальной распиаренной благотворите