Кoгдa всe зaвисит oт углa зрeния
Двa фильмa укрaинскoгo кинoпрoкaтa нa этoй нeдeлe oбрaщaют нa сeбя пристaльнoe внимaниe пoклoнникoв кинo. Сии фильмы oчeнь рaзныe, нo кaждый с ниx мoжeт стaть oпрeдeлeнным xудoжeствeнным и дaжe экзистeнциaльным oткрытиeм про зритeля. Нoвaтoрствo кинoязыкa здeсь сoчeтaeтся с впoлнe aктуaльным и дaжe злoбoднeвным пoлитичeским сoдeржaниeм.
Нaчaть стoит с нaимeнee aвтoрскoгo, oднaкo oчeнь aктуaльнoгo в ширoкoм смыслe этoгo слoвa фильмa. Рeчь идeт o премьерной ленте режиссера Сиро Герры "В ожидании варваров". Поперед. Ant. после нами — первая экранизация знаменитого одноименного романа лауреата Нобелевской премии, южноафриканского писателя Джона Максвелла Кутси. Данный роман был опубликован в 1980 году и является бесконечно влиятельным в истории литературы. Эта вес связывается со стилем романа, с детальными описаниями и медленным действием, которое многие специалисты считают непригодным на перевода на киноязык.
В центре сюжета — инцидент безымянного магистрата, который служит в крепости бери границе неназванной империи. Очень образованный, он интересуется археологией и не считает племена, с которыми граничит Господство, ее врагами. Однако так считает полковник Джолл, какой-никакой вскоре прибывает с особой миссией в укрепление. Через какое-то время перипетии приобретают непредсказуемый характер.
Роман "В ожидании варваров" читался и читается многими (и) еще как по-разному. Часто говорят, кое-что он был написан под влиянием другого важного романа двадцатого века – "Татарской степи" итальянского писателя Дино Бузатти. С годами речь шла об офицере, тот или другой тоже служил в пограничной крепости и всю свою дни ждал вторжения кочевых татарских племен, а временами оно произошло, он был ранее слишком стар для войны.
В нежели-то ожидание вторжения тех, кого да мы с тобой называем варварами, является универсальной фантазией для того культур многих народов. Украинцев сие касается в первую очередь: у нас до скончания веков были непростые отношения со Степью и Севером. Новые век ничего не изменили. Конечно, после этого взгляд на мир и угрозы ото соседей зависит от угла зрения – тетуня, кого мы считаем варварами, могут в такой степени же считать варварами нас самих.
Ромаха Кутси уже использовался для комментирования текущих политических событий. В 2005 году в Германии была поставлена рок-опера Филиппа Гласса по этому произведению. По своему произволу композитор говорил, что его зингшпиль — аллюзия на войну в Ираке, которую после этого развязали Соединенные Штаты. Все так же самое: «военная работа, сцены пыток, разговоры об угрозах миру и безопасности империи, при всем при том никаких доказательств».
Фильм колумбийского режиссера Сиро Герры объединение-своему интересен, хотя, конечно, малограмотный настолько богат на художественный произведение и соответствующие ассоциации, как оригинальный Романя или другие его адаптации. Сие довольно медленный фильм, в котором имеют смысл недомолвки и действие, происходящее за кадром. Миром с тем режиссеру не удается донестись полноты художественного эффекта – с фильма невозможно понять мотивации персонажей и общую направленность самого поведение, а также исторический контекст. И многочисленные условности романа приставки не- срабатывают в картине, которой необходимы сильнее четкие акценты и более достоверный важный фон.
Поэтому лента привлекает уважение к себе в первую очередь актерскими работами. Главную сверток здесь сыграл Марк Райленс (лауреат «Оскара» вслед за роль в фильме Стивена Спилберга «Мостик шпионов), в роли зловещего полковника выигрышно, возьмите хоть и немного эксцентрично выглядит Джонни Депп, его помощника-садиста сыграл Неувядаемая слава Паттисон.
В ленте очень выразительно поприще самого события – своеобразный граница цивилизации, пограничная территория, которая видится ничейной землей, пускай бы на самом деле она заселена людьми, которых автор этих строк мало понимаем, и управляема силами природы, которые хлестче нашего воображения.
Во многом ленту "В ожидании варваров" не возбраняется воспринимать как пролог к фильму Михаила Ильенко «Толока», которая бодрым (форсированным) шагом выходит в украинский прокат. Там равным образом говорится о столкновении украинцев с теми, кого ты да я можем считать варварами, но акценты в нашей ленте расставлены по мнению-другому. Интересно будет сравнить.
Другая премьерная полоса кинопроката очень выразительна именно с авторской стороны — фраза идет о картине «О бесконечности» шведского режиссера Роя Андерссона. Посредь кинокритиков в отношении этого кинематографиста существует почитай (что) единодушное одобрительное мнение по поводу его уникальности, которая касается только – подхода к съемкам, эстетики и схемы финансирования собственных фильмов. Множество Андерссон – один из немногих в области-настоящему независимых современных кинематографистов, тот или иной за свою независимость боролся годами.
Его полнометражный кинодебют состоялся еще в 1970 году и сие была лента «Шведская скандал любви», которая не утратила своей популярности задолго. Ant. с сих пор. Это во многом вторично традиционное линейное повествование об отношениях двух подростков, а уже здесь появляются небольшие самодостаточные эпизоды с уклоном в абракадабра, которые впоследствии станут фильмовым стилем Андерссона.
С момента выхода его первого фильма и вплоть предварительно середины 1990-х годов этот кинематографист снимал в основном рекламу и короткие фильмы, зарабатывая деньги на собственную студию и собственную воля. В конце концов, задуманное удалось выполнить и его первый по-настоящему «андерссоновский» чернуха вышел в 2000 году. Это была лаколента "Взгляд со второго этажа", которая снималась в протяжении четырех лет.
Фильм состоит с десятков отдельных эпизодов, которые да и пересекаются между собой, но учащенно самодостаточны. Однако новаторство Андерссона проявилось маловыгодный в дроблении цельной ленты на отдельные эпизоды, и даже если не в выборе сюжетов, хотя они у него (до)станет своеобразные, а в самом подходе к съемкам. Порнограф снимает без сценария, постоянно ищет правильную интонацию во (избежание своего фильма. Эти поиски могут протекать значительное время, за которое может трансформироваться все – антураж, актеры, декорации, кантри, уточниться сюжет и диалоги. В результате бери экран выходят очень особенные, мастеровито сделанные киноленты, которые, однако, способны да и шокировать неподготовленного зрителя.
Дело в томишко, что Андерссон не просто предлагает самоновейший. Ant. старый подход к кино во всех его проявлениях, некто еще и принципиально снимает в декорациях, использует визуальные эффекты, делая окружени собственных фильмов подчеркнуто искусственным и камерным. И каста искусственность и камерность, когда ни интрига, ни персонажи, ни окружающий мироздание никак не связаны с видимой реальностью, бытовым опытом зрителя, бросает бис зрительской интуиции, заставляет ее копаться объяснения увиденному на экране.
Антиномия, однако, в том, что при всевозможных объяснениях аль даже при их отсутствии, ленты Роя Андерссона бросить взгляд легко. Его юмор, склонность к минималистическим скетчам, которые граничат с гротеском и абсурдом, а изредка являются их воплощением, открывают оборот прямо к сердцу. Не стоит беспокоиться, что здесь ты сразу воспринимаешь увиденное т. е. непосредственное проявление самой Реальности с ощутительн буквы, очищенной от бытовых подробностей и исторически временных наслоений. В этом месте человеческая жизнь подается в ее наготе, вне прикрас, без привнесения чего-в таком случае постороннего и случайного, что может имеет большое значение исказить наше восприятие.
Если а абстрагироваться, то фильмы Роя Андерссона просто-напросто опередили свое время. Дело в томишко, что во многом они могут восприниматься наравне прообраз современных социальных сетей, которые по сей день больше тяготеют к фрагментарности и абсурду, демонстрируя пародия повседневного существования миллионов людей.
Каптал "О бесконечности" многими воспринимается что эпилог к экзистенциальной трилогии режиссера, которая охватывает в себя фильмы "Песни со второго этажа" (2000), "Твоя милость, кто живет" (2007) и "Сидел гулька на ветке, раздумывая о бытии" (2014).
И разве что вы не знакомы с творчеством Роя Андерссона, в таком случае лента "О бесконечности" короче вызовом для вас. Она — совершенное опредмечивание стиля шведского гения, однако больше доступными будут предыдущие ленты трилогии – с них и достаточно начать знакомство с этим феноменальным кинематографом. Просто так или иначе, но пропустить подобное цирк — просто грех для киномана.
Игуля Грабович, Киев