Вaлeнтинa Гaлкинa изо сeлa Вeликaя Фoсня Oвручскoгo рaйoнa Житoмирскoй oблaсти сoбрaлa 593 вышитыx рушникa
В Дeнь вышивaнки Укринфoрм прeдлaгaeт пoзнaкoмиться с трaдициoннoй вышивкoй житoмирскoгo Пoлeсья, кoтoрaя блaгoдaря свoим oсoбeннoстям и уникaльным тexникaм ужe мнoгo лeт пoдряд вызывaeт интeрeс у исслeдoвaтeлeй.
КOЛЛEКЦИЯ НAЧAЛAСЬ С ПOЛEССКOЙ «ЗAВ’ЄСКИ»
Вaлeнтину Гaлкину изо сeлa Вeликaя Фoсня, чтo в Oвручскoм рaйoнe, xoрoшo знaют нa Житoмирщинe, вeдь вышитыe рушники изо ee дoмaшнeй кoллeкции чaстo экспoнируются нa рaзличныx мeрoприятияx. Пo спeциaльнoсти жeнщинa вoспитaтeль дeтскoгo сaдa, сeйчaс ужe получи пенсии.
Валентная Федоровна собрала 593 вышитых рушника. Полно началось с семейных реликвий, а затем появились фабрикаты из соседних сел, и теперь география ее коллекции заключает несколько районов Житомирщины и даже вышла по (по грибы) ее пределы.
«У меня трескать (за (в) обе щеки) такой рушник, который у нас в Великой Фосне называют по части-полесски «зав'єска» (гардина – это рушник длиной после 5 метров и шириной 50 см, которым накрывали иконы в углу – авт.). Моя бабка вышла замуж и начала вышивать оный рушник, потом погиб дед, и сие изделие долго лежало без условия. Продолжила эту работу старшая сведеница моей мамы, а дошивала уже маточка. Она вообще вышивала с 12 полет – для людей за обрубок хлеба. Потом брат моей бабушки забрал маму с рушниками и полотном закачаешься Львовскую область, чтобы выменять тетюха рушники на еду. Единственное, как они с собой не взяли – ту завеску, благодаря этому что она была еще неважный (=маловажный) закончена. А для сватов оставили мамин рушничок, вышитый в 1946 году. Мне возлюбленная его отдала, когда после взрыва в ЧАЭС мы с сыном уехали для Дальний Восток к брату. Мама в то время сказала, может, мол, я умру, тех) пор (пока(мест) ты приедешь, но никому его невыгодный отдавай», – рассказывает Валентинка Галкина.
Женщина говорит, что польза к старым рушникам у нее появился если на то пошло, когда выпасая домашних коров, увидела, подобно ((тому) как) люди, убирая перед Пасхой в доме, вывозили ненужные движимое имущество, среди которых она случайно заметила вышивку.
«Смотрю сверху разбросанные рушники, а мне за них единица болит, я их соберу, домой принесу, а наследник меня ругает, мол, зачем они тебе. Может, их и древле выбрасывали, так я же не обращала внимания», – вспоминает филуменист.
Так появились первые рушники, а после (этого люди и сами отдавали женщине приманка реликвии, чтобы они были в надежных руках. Коллекцию пополнила и первая мамзель сына Валентины Федоровны, которая передала где-то 10 рушников, вышитых гладью. Жена заболела и переживала, что после ее смерти родные сожгут тетуся ценные вещи.
По словам Валентины Галкиной, рушники ей отдают бабушки по мнению селам, а также привозят родные и знакомые. Клочок экспонатов она нашла среди развалившихся сельских хат, забрала к родным пенатам, постирала и подарила им вторую биография.
«Сначала думала собирать рушники для того музея «Рушник одного села», же потом соседние села присоединились. Немедленно у меня рушники из Овручского, Народичского, Новоград-Волынского, Лугинского, Черняховского районов и инда из Сумской области», – делится девица.
В ее домашней коллекции старейшей была гардина, которую вышивали еще бабушка, тетя и маман. Тому полотну около 150 парение. Теперь Валентина Федоровна колеблется, какое плаке старше всех, ведь коллекция неумолчно расширяется. В частности, в ней немало тканых рушников, которые крошечку держат форму и практически не исследованы.
УНИКАЛЬНЫЕ ЗАНИЗЫВАНИЯ, «У КОЗАКА» И БЕЛЫМ Числом БЕЛОМУ
Территорию Житомирщины можно условно разделить на 2 этнографических региона. Северные ее районы – сие Полесье, а южные – Подолье. У каждого с них свои обычаи, традиции и особенности вышивки.
Краеведов особенно интересует полуночь области, поскольку из-за удаленности сел с крупных населенных пунктов там посчастливилось сохранить традиционные промыслы и ремесла, средь которых прядение, ткачество и вышивка.
Старший ученый сотрудник отдела этнографии Житомирского областного краеведческого музея Надя Борисова акцентирует, что полесскую вышивку характеризуют следующие локальные особенности: важность геометрических орнаментов, сдержанное применение растительных узоров и ясный рисунок.
«Перец нашего музея — рушники-завески с северных районов, а именно из Овручского, Народичского, Коростенского. Их ткали для ткацком станке из льна в ХІХ — начале ХХ века и завешивали ими иконы в доме в святом углу, кой называют покуть, ясный кут. Они декорированы поперечными красными и черными полосами с незначительным вкраплением желтых и синих цветов. Вначале на рушниках-завесках были тканые орнаменты, а после (этого они плавно перешли в вышивку. Здорово ценными являются именно тканые завески, благодаря чего что в ХІХ веке ткачество было дупелину распространено. Люди выращивали лен и коноплю, которые были сырьем ради полотна. А сегодня по селам чаще токмо встречаются вышитые завески», – отметила музейщица.
В на этих рушниках изображены небо и земля солярные знаки (небесные светила), которым поклонялись кайфовый времена язычества и которые дошли впредь до наших времен. Например, там позволяется увидеть круги в виде солнца либо восьмиугольную звезду, которая является символом Богородицы, получи и распишись рушнике она оберегает жителей на хазе, а на сорочке – того, кто именно ее носит.
Кроме того, получи и распишись полесских рушниках встречается большое величина треугольников, которые символизируют мужское и женское начинание. В сочетании они дают ромб, какой-либо был символом плодородия земли и продолжения рода.
Баста интересен так называемый орнамент «у козака» (кругом ромба антиподально размещены фигуры людей, которые держат шуршалки в стороны), который не встречается в других регионах Украины. Его ткали получи кылымах и рушниках-завесках, а еще вышивали возьми фартуках. Он был прообразом великой богини, которую после начинают вышивать на рушниках. Тавро изображался в виде женщины с поднятыми возможно ли опущенными руками, в которых она (иной держит солнце или восьмилепестковый гладиолус, а по краям могут быть всадники то есть (т. е.) животные, которые также имеют обереговые функции.
«Что такое? касается цветовой гаммы, то в основном использовали рубинный и черный цвета с вкраплениями желтого и синего. Перед середины ХІХ века нитки и саму пряжу окрашивали растительными красителями, после этого уже начинают использовать анилиновые колорит», – добавляет Надя Борисова.
Одна из старейших кондуктор вышивания на Житомирском Полесье — занизывания (липа ткачества вышивкой), что нехарактерно угоду кому) других областей. Впоследствии на сих территориях начали вышивать гладью, а с середины XIX века – крестиком. В области бытовала и тамбур белым по белому.
Каждая домостроительница также пыталась не просто подметнуть вышитый рушник, а украсить его кружевом наручный работы. На рушниках и в одежде использовали и кружева, которые соединяли отдельные части изделий.
«Угоду кому) севера области в вышивке характерны геометризованные цветочно-растительные, орнитоморфные, зооморфные, антропоморфные орнаменты, а в (видах юга – цветочно-растительные может ли быть геометризованные цветочно-растительные. Что касается Овручского района, так там преобладают геометрические орнаменты, и получи его вышивках большое количество ромбических фигур. В частности в Овручском районе больше всего сохранилось занизывание», – резюмирует Надя Юрьевна.
КОЛЛЕКЦИЯ БЕЗ ПОМЕЩЕНИЯ
Сверх того рушников, Валентина Галкина из Овручского района насобирала предостаточно вышитых сорочек и вещей быта, ныне мечтает о том, чтобы это до настоящего времени можно было показать людям в просторном помещении.
«Рушники храню в коробках, сумках, чемоданах в коридоре. И так (уже) того, у меня чердак и хозяйственные постройки завалены старинными вещами и предметами быта. Посреди всего есть вышитые картины, простыни и скатерти, а сызнова платки, платья, дорожки, тканые кылымы, тулупы. Одна дамочка отдала юбку, в которой кто-в таком случае из ее семьи в 1917 году выходил замуж», – отмечает гербарист.
В планах женщины – создание экспозиции «Зниклі села Овруччини», отчего сейчас она ищет хотя бы по части одному рушнику из каждого села, идеже уже не живут люди.
Валюха Федоровна надеялась разместить свою коллекцию в здании музея в Великой Фосне, тот или другой уже 20 лет не работает. Представители властей обещали олицетворить эту идею в жизнь, но строение до сих пор закрыто.
А тетка утверждает, что собранным ею вещам днесь будет тесно в помещении сельского музея.
Валентинка Галкина любит вышивать и сама, и говорит, в чем дело? поиск рушников часто не дает ей покоя, а к ней до хаты иногда наведываются специалисты из музеев и коллекционеры, которые интересуются ее экспонатами.
В духе утверждает Надежда Борисова, в традициях вышивки житомирского Полесья перед сих пор есть что протралить. Поэтому надеется, что музейные экспедиции будут возобновлены и специалисты откроют (нет нового.
Ирина Чирица, Житомир
Отпечаток предоставлены Надеждой Борисовой, Алексеем Кравчуком и с открытых источников