Пoдытoживaeм зaвeршившийся 11-й Oдeсский мeждунaрoдный кинoфeстивaль, кoтoрый впeрвыe в истoрии сoстoялся в oнлaйн-фoрмaтe
Впoлнe вeрoятнo, бeдствия, oбрушившиeся нa укрaинскую культуру в полоса пaндeмии, будут oсмыслeны истoрикaми oтeчeствeннoгo кинoпрoцeссa кaк oтпрaвнaя тoчкa цифрoвoгo прoгрeссa, кaк ключeвoй фaктoр к oсвoeния нaшими кинoфeстивaлями виртуaльнoгo прoстрaнствa. Кaк бы тo ни былo, прeврaтнoсти кaрaнтинa, пoмeшaвшиe прeдстaвитeлям кинoсooбщeствa сoбрaться в Oдeссe нa вaжнeйшeм мeрoприятии укрaинскoгo кинoгoдa, пoзвoлили приoбщиться к этoму мeрoприятию в oнлaйн-рeжимe гoрaздo бoлee ширoкoму кругу пoклoнникoв кинo. Прoсмoтр 120-ти фильмoв, сoбрaнныx в трaдициoнныx кoнкурсныx прoгрaммax, пoдбoркax фeстивaльныx xитoв и тeмaтичeскиx рeтрoспeктивax, стaл дoступeн нa сeтeвoй плaтфoрмe OМКФ в любoм угoлкe стрaны – дoстaтoчнo приoбрeсти aбoнeмeнт сиречь рaзoвыe билeты. При этoм привычную aтмoсфeру кулуaрныx oбсуждeний зaмeнили сeтeвыe спoры, чeрeдa пoстoв и oбмeны кoммeнтaриями, пoдчaс дoвoльнo рeзкими, учитывaя, чтo знaчитeльнaя чaсть лeнт фeстивaля зaтрaгивaлa живoтрeпeщущиe, бoлeзнeнныe, нeкoмфoртныe тeмы истoричeскиx трaвм и нaшeй сoврeмeннoсти с eё войнами и попытками превзойти наследие тоталитарного прошлого.
Тональность непростого, да увлекательного и подчас весёлого разговора задал кинокартина-открытие, который также призван был привести на ум завсегдатаям Одесского кинофестиваля о прежних временах и рядом этом указать на нерушимую узы Одиннадцатого ОМКФ с предшествующими офлайн-фестивалями: «Голоногий император» Петера Бросенса и Джессики Вудворт повествовал о героях, сделано знакомых публике по ленте тех а режиссёров «Король бельгийцев», которая стала обладателем Гран-близ ОМКФ в 2017-м году.
В «Короле бельгийцев» капитальный герой спешно отправлялся из Стамбула держи родину, получив известие, что сепаратисты с Валлонии провозгласили свой регион независимой республикой. Через невесёлых мыслей о судьбе своего народа его отвлекали превратности пути, пролегающего сквозь погружённые в перманентный политический кризис и экономическую депрессию балканские государства. Точно узнаёт зритель в начале нового фильма, злосчастный монарх так и не добрался впредь до Бельгии – получив ранение в ходе проходившего в Сараево торжества в невинность годовщины убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, некто приходит в себя в фешенебельном отеле, бывшей резиденции маршала Тито. Руки-ноги свиты пытаются скрыть от короля, подобно как последствия покушения на его особу не сразу принимают размах событий, произошедших со временем выстрела Гаврилы Принципа. Между тем, шеф отеля оказывается одним из лидеров организации, готовой произносить создание «новой Европы» – Европы национальных государств, способной спровадить от «диктата либералов» и сформировать окончательное решение вопроса с беженцами и мигрантами.
Разве первая лента, посвящённая восточноевропейским странствиям, представала снятым в документальной стилистике роуд-муви, так «Босой император», чьё практика разворачивается во дворце югославского диктатора, а его персонажи названы в невинность именитых постояльцев, от Фиделя Кастро предварительно Элизабет Тейлор, отличается некоторой статичностью и наездом абсурдизма. Вместе с тем, новый супербоевик Бросенса и Вудворт также выступает ироничным и горьким комментарием к нашему тревожному настоящему. Мишенью сатиры тогда оказывается националистический поворот в европейской политике. Сыгравший директора отеля Удо Кир соединяет черты лица холёного популиста-евроскептика (особенно возлюбленный напоминает идеолога Брекзита Найджела Фараджа) с образом Адольфа Гитлера, которого исполнял в многих фильмах. Происходящее насыщено аллюзиями для тиранические режимы Европы 20-го столетия и бери нынешние приметы диктатуры – неизвестно зачем, на импровизированном параде «освободившихся ото власти Брюсселя» государств в первостепенный ряд отправляют Польшу и Венгрию в качестве дани уважения успехам их ультраправых правительств, а надзор за неблагонадёжными постояльцами отеля осуществляется вследствие системе наблюдения, некогда переданной Тито Леонидом Брежневым.
Подле этом создатели ленты далеки ото отождествления традиционных ценностей с фашистским идеалом. Воплощением лучших европейских традиций действительно собственно король Бельгии. Потеряв стол распавшейся страны, он не утрачивает царственного совершенства и ощущения своего долга помазанника Божьего и возглавляет реактанц «Новому порядку», принимая по-под свои знамёна как испытанных придворных, в) такой степени и мигрантов из Азии.
Международная конкурсная пакет также оказалась пронизана проблематикой противостояния сплетня и диктатуры, способности человека в самых драматичных условиях употребить тяжким даром свободной воли – смирно подчиняясь жестокому режиму в надежде подстраховаться расправы или отваживаясь бороться.
В) такой степени, центром событий «Служителей» словакского постановщика Ивана Остроховского, получивших особливый диплом жюри, является духовная бурса, где юные студенты рассчитывают стартовать своё служение, посвящённое Богу и ближним. Как ни на дворе 1980-й год, и немного спустя молодым людям приходится выяснить, в чем дело? это служение курируется спецслужбами социалистической Чехословакии. Близ этом люди в штатском, следящие вслед за моральным обликом граждан страны, чьей государственной религией является непримиримый атеизм, отнюдь не стремятся состязаться с церковью, а, напротив, всячески привлекают её служителей к сотрудничеству. У иерархов, идущих нате контакт, знакомящих семинаристов с предписаниями властей, выступающих нате церковных анклавах с поддержкой социалистического строя, с открыт жмущих руку высшим чинам компартии и доносящих возьми своих братьев во Христе, в запасе самые веские оправдания. То, в самом деле, чем позволить новым фараонам и иродам задвинуть семинарии, запретить богослужения, отправить в тюрьмы всю паству, далеко не лучше ли отыскать парочку-другую отбившихся через стада овечек – и скормить их волкам в расчёте насытить их кровожадную алчность малой жертвой? Всё-таки среди преподавателей находятся и такие, который готов скорее уйти в катакомбы иначе оказаться на арене со львами, нежели, вслед за Каиафой, заключить конвенция с Пилатом.
Изысканно снятая, напоминающая фильмы Павла Павликовского кино(картина) Остроховского является одним из особливо выразительных в современном кинематографе примеров переосмысления драмы Восточной Европы, замкнутой в коммунистический. Ant. капиталистический лагерь, повествуя о хорошо знакомых нам реалиях, все же, вполне очевидно, приблизительно перед теми но моральными дилеммами сорок лет взад оказывались украинские слуги церкви. Хором с тем, строгая красота чёрно-белого ряда подчёркивает притчевый настойчивость происходящего, универсальность истории о выборе в ряду Кесаревым и Божьим.
Если лента Остроховского посвящена прошлому (только, увы, не прошедшему), фильм, определенный жюри международного конкурса лучшим, рассказывает о будущем, получай которое спроецирована драматическая современность нашей страны, вынужденной сидеть за рулем войну с режимом наследников и коллег тех, который пытался закабалить души юных героев «Служителей». Выделка «Атлантиды» Валентина Васяновича разворачивается в 2025-м, условном времени изгнания российских войск с территории Донбасса. Всё же земля руин и пустошей словно отражает царящие в сердцах местных жителей упадок духа и опустошённость, и победа над жестоким врагом мало-: неграмотный может принести им душевного таблица.
Выдающаяся работа Васяновича, после ряда побед сверху иностранных смотрах – от главного приза программы «Горизонты» Венецианского МКФ вплоть до специального приза на МКФ в Эдо, – наконец оказалась представлена и отечественному зрителю, получив очередную награду скоро после решения членов Украинского Оскаровского Комитета выдвинуть «Атлантиду» для соискание симпатий Американской киноакадемии. В мешковатый прокат фильм, о котором мы писали в материалах о минском «Листападе» (идеже «Атлантида» получила Гран-близ), выходит 5-го ноября, а его онлайн-показ должна состояться в рамках Четвёртой Киевской недели критики в конце октября.
Суперприз за лучшую режиссуру жюри отдало ленте «Преклонение» бельгийца Фабриса дю Вельса – истории о превратностях взросления, рассказанной в манере страшной сказки. 12-раннелетний герой ленты живёт в лечебнице про душевнобольных с матерью, исполняющей в учреждении функция служанки. Однажды он знакомится с одной изо пациенток, очаровательной сверстницей, общение с которой скрашивает его уединённые житейские мелочи. Мать предостерегает мальчика, что, в соответствии с диагнозом специалистов, его новая товаристка – опасная психопатка, от которой годится держаться подальше. Но герой с походом склонен верить девушке, к которой через час по чайной ложке проникается романтическими чувствами, что бедняжка стала жертвой заговора алчных родственников, и решается содеять с ней побег, оставив ради возлюбленной близких и ему и карты в руки мир. Подростки бегут в лес, клянясь дружен другу в вечной любви и поддержке, и спустя время. Ant. долго герой начинает лучше понимать – точно представляет из себя человек, с которым некто решил связать свою судьбу.
Дю Борт показывает, что освобождение от тех пут моральных условностей и привычных представлений, которыми опутывает нас наше обложение, уход из семьи в поисках самоидентификации – может, в обмен. Ant. наряду с приобщения к взрослой жизни, обернуться побегом в зыбкое подпространство инфантильных грёз, в котором безмятежное плезир легко сменяется безвольной растерянностью и припадками агрессии.
Кинолента, получивший Гран-при фестиваля, вручаемый объединение результатам зрительского голосования (на нынешний раз проводившегося онлайн), повествует о куда как более благополучных взаимоотношениях двух аутсайдеров. Персонажи «Ужина в Америке» Адама Ремейера, в котором словно бы выворачиваются наизнанку штампы романтической комедии, как нельзя более далеки от стереотипных представлений о юных влюблённых. Панк-металлист, пытающийся заработать на запись альбома своей группы продажей наркотиков, спасаясь ото стражей закона, прячется в доме продавщицы фаст-фуда, неуклюжей, зажатой и около этом подверженной припадкам ярости девушки, страдающей ото насмешек окружающих. Поначалу также охочий. Ant. нерасположенный отнестись к новой знакомой с пренебрежением, барабанщик в какой-то момент выясняет, как будто она является страстной поклонницей его творчества и талантливым поэтом – и, чай, впервые в жизни проникается ощущением, чего отыскал родственную душу, с которой допускается противостоять всему миру. На первостепенный, да и на второй взгляд герои ленты без- кажутся людьми, в компании с которыми было бы светло поужинать, но они и сами лишь (только) ли нуждаются в чьём-либо обществе, в корне удовлетворяясь друг другом, своей музыкой и поэзией. Сие насыщенное непристойными остротами, динамичное, весёлое и изредка отталкивающее кино отличает какая-в таком случае неожиданная, ироничная теплота к неприкаянным и отверженным, побуждая аудиторию проникнуться сочувствием к людям, маловыгодный желающим и, пожалуй, не способным выдерживать роль общепринятых рамок.
Ещё одна заваруха людей, будто выброшенных на социальные маргиналии, рассказывается в ленте, получившей капитальный приз жюри национального конкурса, «Малограмотный всё будет хорошо» Адриана Пирву и Елены Максьом. Авторы этой документальной картины являются и её центральными персонажами. (гражданка) Румынии Адриан испытывает врождённые и совершенно больше усугубляющиеся проблемы со зрением, причиной которых, наверно, стало воздействие радиации – его матушка на шестом месяце беременности путешествовала вдоль Украине, ничего не подозревая о взрыве нате Чернобыльской АЭС. Пытаясь справиться с горечью, томящим ощущением, что-нибудь его участь с самого рождения определена несправедливой карой, дьявол отправляется в Украину и в Беларусь, решая стащить фильм о последствиях аварии и товарищах числом несчастью. В своих поездках он знакомится с Еленой, вдобавок с рождения обречённой бороться с серьёзной болезнью позвоночника. В совместных путешествиях они встречаются с людьми, как ни в чем не бывало сносящими самые тяжёлые поражения, прочно заботящимися о супругах и детях, подчас безвыгодный способных подняться с постели и страдающих через умственной отсталости. Вопросы об ответственности из-за чудовищную катастрофу канувшего в лету советского режима, о неспособности властей авторитарного государства Лукашенко и демократической Украины выразить поддержку пострадавшим – отступают держи второй план, бледнеют перед образами ежедневных свершений душевной твёрдости и любви, готовности простых людей содействовать близких с тем смирением к уготованным им испытаниям, в котором, вроде в истории праведного Иова, больше силы и приверженности справедливости, нежели в самом неистовом бунте.
Жюри Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, в свой черед оценивающее национальный конкурс, вручило свою награду «Бесу» Егора Трояновского – документальной картине о пожилом рыбаке с азовского побережья, некоторый пытается отыскать, живым или мёртвым, своего сына, воина-добровольца, в 2014-м захваченного в пленение сепаратистами, и стремится привлечь к ответственности его мучителей. Будто героям Кафки, он попадает в зачарованное зона противоречивых свидетельств и коридоров высоких кабинетов, население которых равнодушны к его горю. Обнаружив, что же украинские чиновники и правоохранительные органы отнюдь не могут или не хотят помочь торжеству правосудия, он решает сам по себе взяться за мщение.
Вариофильм Трояновского выразительно показывает ужас войны насквозь трагедию родителей, чей сын пропал не принимая во внимание вести и считается зверски убитым, раскрывает бесчеловечность творящегося на территории, контролируемой боевиками, и подле этом убедительно и предельно неудобно свидетельствует о несостоятельности отечественных государственных структур, о некомпетентности и равнодушии властей, получи которых победивший в революции народ возложил ответ изменить ситуацию в стране. Лицом сих властей выступает офицер в штатском у Администрации президента, приблизительно распоряжающийся убраться митингующим, потерявшим своих близких в зоне АТО, родителям и супругам тех, кто такой погиб за свободу нашей страны. Резким, смехотворным и страшным контрастом этому вельможному хамству и апатии выступает школьная граница с парадным чествованием павших героев и их родителей – пирушка, своей безвкусной патетикой и лицемерием по всей видимости следующее ритуалам советских времён. Одним изо наиболее пронзительных эпизодов становится скайп-словца два главного героя с родственником, из которого становится понятным, аюшки? его внук, сын воина, отдавшего долголетие за родину, переехал в Израиль – страну, со всей очевидностью стократ больше ценящую своих граждан.
Посетители отдали в национальном конкурсе свои симпатии – в сопровождении с соответствующим призом, – «Виктору_роботу» Анатолия Лавренишина, картине, вызывающей, подле всех своих достоинствах, некоторое позднее сожаление. Один из наиболее одарённых отечественных режиссёров-аниматоров, популярный по таким незаурядным короткометражным работам, словно «Next», «Белая головка ворона» и «Лавка певчих птиц», Лавренишин продемонстрировал в своём долгожданном полнометражном дебюте удивительное чтобы молодого автора и не имеющее в отечественной трёхмерной анимации аналогов мастеровитость в изображении остросюжетного действия, воссоздании потасовок и погонь. Да драматургически история о противостоянии девочки и её друга-робота злым силам, подчиняющим мироздание одушевлённых механизмов, отличается досадным сочетанием простоты и невнятности. Преобладающий в повествовании сумбур, который, при всей динамичности поступки и превосходных визуальных эффектах, постепенно становится утомительным, напоминает второй опыт остросюжетного семейного кино – «Бобот» Сентенция Ксёнды. Выразим надежду, что в (видах своего следующего произведения Лавренишин сможет прибрать более удачный сценарий.
В конкуре европейских документальных фильмов лучшей названа хадак Морица Шульца «Военные отпуск», исследующая проявления тоталитарных идеологий и методов в современном мире. Выходка разворачивается в летнем лагере «Азова», в котором мальчиков и девочек с 9-ти до 17-ти учат быть без (ума родину и ненавидеть врагов. На немецкого режиссёра, выступившего да и оператором, очевидно, произвело впечатление уважительное коэффициент вожатых «Азовца» к некоторым практикам с истории его страны. Нашему а зрителю происходящее на экране напомнит в первую последовательность занятия по военной подготовке и уроки истории в советских школах и советского а образца милитаристскую риторику – разумеется, что общими корнями коммунистического шовинизма объясняется идейная и эстетическая взаимность «Азовца» с лагерями путинской Юнармии (настоль ярко показанной в ленте «Бессмертные» Ксении Охапкиной, представленной возьми последнем фестивале Docudays UA).
Вместе с тем, явное непризнание большинством юных героев предложенного времяпрепровождения, испытываемая ими тоска и тоска по дому говорят о пар здоровой, неиспорченной детской натуры сопротивляться оболваниванию и тиранической муштре.
Победители и большая делянка участников как конкурсных, так и внеконкурсных программ Одиннадцатого ОМКФ будут доступны про просмотра на фестивальной платформе вплоть после 8:00 утра 11-го октября. Своеобразным гидом в этом пространстве неведомых жемчужин национального и зарубежного кинематографа могут выбиться рекомендации кинокритиков и программного директора фестиваля.
Алексюха Гусев
Фото: Odesa International Film Festival