Мужскиe и жeнскиe шкoлы — этo нe тaкoe полоз и дaлeкoe прoшлoe. Нaши дeдушки и бaбушки впoлнe мoгут вспoмнить, кaк этo былo…
Ужe пoлмeсяцa прoдoлжaeтся тaкoй нeoбычный и слoжный «кaрaнтинный» 2020-2021 учeбный гoд. Нo пo «стaрoму стилю» 14-гo — этo пeрвoe сeнтября, и eсть вoзмoжнoсть вспoмнить o тoм, кaк шкoльники учились кoгдa-тo — в чaстнoсти … o рaздeльнoм oбучeнии мaльчикoв и дeвoчeк. Сeйчaс пoдoбнoe oбучeниe в Укрaинe сущeствуeт скoрee кaк экспeримeнтaльнoe, a кoгдa-тo, 65-75 лeт нaзaд — былo oбязaтeльным.
Шaг впeрeд и двa шaгa нaзaд
Вo врeмeнa Рoссийскoй импeрии, тaк жe, кaк и Aвстрo-Вeнгeрскoй, в кoтoрую вxoдилa Зaпaднaя Укрaинa, oбучeниe былo рaздeльным. Зaxвaтив правительство, большевики, декларируя общедоступность образования и уравнение полов, почти сразу поставили альтернатива о совместном обучении мальчиков и девочек. Оно было введено в 1919 году. Опять-таки, еще до начала Великой Отечественной войны, в Совдепия решили, что равноправие полов достигнуто, благодаря тому можно возвращаться к раздельном обучению. Внедрить его должны были в 1941 году, а помешала война. К реформе вернулись в 1943 году. Коли уж на то пошло ко многому «возвращались» — легализовали православную собор под присмотром НКВД, вернули «царские» эполеты, георгиевскую ленту … Ну, и раздельное занятия. Ориентировались — тоже на имперский попытка. Советский партийный функционер Андрей Мариуполь писал наркому иностранных дел Союз Вячеславу Молотову: «Я ознакомился с правилами исполнение) учеников гимназий и прогимназий, утвержденными в 1877 г. Потом очень много правильных и заслуживающих перенесения в наши взгляды на жизнь (с существенными исправлениями) положений». Тут-то же была подготовлена докладная цидулка отделом школ ЦК ВКП(б) и Народным комиссариатом просвещения РРСФР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза Страна советов». В ней в частности говорилось о томик, что «…Совместное натас стало создавать затруднения педагогического и организационного где-то… Введение раздельного обучения склифосовский содействовать укреплению дисциплины и устранит безлюдный (=малолюдный) всегда здоровые взаимоотношения между противоположными полами».
В июле 1943 года раздельное наука было введено в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров Совок. Впрочем, Киев и большая часть Украины опять оставались под оккупацией.
Не хватало ресурса. Педагогического — равным образом
В 1953-1954 годах школы с раздельным обучением уж работали в 150 городах Советского Союза. Под лад инструкции, каждая школа — и мужская, и женская — должна была совмещать отдельное учебное здание, а также по сию пору необходимые военно-учебные, спортивные и лабораторные обстановка.
В мужских школах планировалось немаловажно увеличить лабораторные и практические занятия согласно физике, химии, биологии. Но чтобы подавляющего большинства школ новые спрос оказались утопическими. Разделение школ создало изрядно проблем, решить которые местные центр не смогли. Порой одно школьное строение приходилось делить между мальчиками и девочками. Изучать в таких школах приходилось в две, время от времени и в три смены. Существенно возросла заполняемость классов: в среднем в школе было задолго. Ant. с 30 классов с более 40 учащимися в каждом. Вслед двухместными партами иногда сидели соответственно четыре школьника.
«Ужель и трудно будет справиться с нами студентке-практикантке…», — неведомо зачем комментировал появление молодой учительницы в своем «мальчишеском» классе Водан из героев советского художественного фильма 1953 годы. Возникли также и проблемы с персоналом: малограмотный хватало учителей, высокой была микротекучесть кадров. По инструкции, директорами мужских школ должны бытийствовать мужчины, а женских — женщины, но мужчин директоров было капля. Требования были высокими, так а как и ответственность, поэтому многие никак не выдерживали нагрузок.
Как познакомиться с девочкой?
Каким образом общались мальчики и девочки, разделенные школьной реформой? Что и) говорить, прежде всего в семье: у большинства детей были братья и сестры, а у тех, в свою участок, друзья. К тому же, и в гости кореш к другу тогда — в далеко доинтернетные век — ходили чаще, чем сейчас. Изумительный-вторых, существовали Дворцы пионеров, пионерские лагеря и тому подобное. А единаче юноши и девушки из разных школ встречались получи праздники: Новый год, годовщины революции, 8 владычица. Отдельной страницей планировались совместные школьные балы-маскарады, особенно новогодние. Современница вспоминала: «Содержание было — успеть захватить «хорошие» костюмы. Их выдавали на время за достаточно доступную цену со специального склада… Сие были настоящие театральные костюмы всех эпох и народов с масками! Есть было… нарядиться английским матросом с пиратским прошлым…»
Объединение замыслу, эти вечера были своеобразным копированием дореволюционных балов, так иногда они были похожи «возьми странную смесь концлагеря и первого бала Наташи Соматотропный …» Впрочем, их совершенно равно ждали с нетерпением. Одна изо современниц вспоминала, как старшие девушки ждали и готовились к балу, какой должен был состояться 8 марта 1953 годы, и как чуть не плакали с отчаяния из-за того, кое-что праздник отменили … из-из-за смерти Сталина.
Сталинский вальс наперекор буги-вуги
На карнавалы приглашались учащиеся с мужских школ, иногда курсанты военных училищ. Вроде вспоминает современник, «На вечерах попарно танцевали па-де-катр и батман-де-патинер, советские кадеты-суворовцы в черных мундирах и брюках с пурпурными лампасами давали 100 очков форы обычной гражданской шпане, которая несподручно топталась на месте…» Вот времена позднего сталинизма самым популярным официальным танцем был вальсик. Именно вальс считался самым приличным, «благородным» танцем. Равно как вальсы написаны популярные советские песни о школе того времени: "Школьный вальсик" (1950) и "Школьные годы чудесные" (1956). Новейший стал своеобразным гимном тогдашней советской школы возьми всей территории СССР, включая УССР. Приход украинского аналога стало возможным едва в 1960 году — именно тогда была написана "Пісня для вчительку" Платона Майбороды и Андрея Малышко.
Танцевальная план школьных балов утверждалась заранее. И никак не только школьная, но и на танцплощадках. Популярным танцем была вдобавок полька. Танцевать танго и фокстрот было неважный (=маловажный) желательно. Их можно было воспретить разве что раз за праздник местного значения. И то не всегда … А до этого времени строго запрещенным танцем в СССР в середине пятидесятых годов был буги-вуги. Дневник «Смена» в 1954 году писал: «Сие папина заслуга. / Это шерсть до плеч. / Это перепляс буги-вуги / И с похабщинкою речь… » Буги-вуги воспринимался сиречь совершенно аморальный танец. Почему? Оттого что там большая составная — фантазирование. Любая импровизация в тоталитарном обществе воспринималась не хуже кого некая угроза государственному строю. Конец должно быть строго регламентировано. Плясы — тоже.
Глас народа в СССР? И — следствие эксперимента
В 1950-1954 годах — оказывается, в прошлом в СССР и такое — развернулась дискуссия о целесообразности раздельного обучения. Симпатия проходила преимущественно в прессе. Если декрет о введении раздельной системы обучения в 1943 году принималось получи и распишись самом высоком уровне кулуарно, так отказ от нее — довольно публичной. В газеты поступали сотни писем с профессоров, домохозяек, школьников, врачей, учителей и хотя (бы) кадровых военных. Большинство авторов высказывались вслед возвращение совместного обучения.
Одним из главных аргументов в пользу совместного обучения, был проблема полноценной коммуникации детей. Школьные годы — капитальный этап социализации ребенка, ведь умешанный класс — это, по большому счету, фасон общества, в котором и мальчикам, и девочкам требуется всячески коммуницировать: договариваться, спорить, сходиться (на короткую ногу), влюбляться, ссориться, мириться, находить общие решения…
Кое-какие видел в раздельной системе обучения «перепевы теорий буржуазных идеологов о интеллектуальной неполноценности женщин», а равно как указывали на появление у девочек «признаков потребительства и мещанства». Говорят девочки оценивали мальчиков только до тому, насколько умело они танцевали. Мальчики а, смеялись над девочками, относились к ним кичливо, называли женские школы «бабскими». Тетуня же, кто отстаивал идею раздельного обучения, подчеркивал, ровно это очень прогрессивный подход, поелику позволяет улучшить результаты обучения, а равно как сконцентрироваться на воспитании юношества «в лучших традициях» — дисциплинированных, вышколенных, умных — настоящих мужчин. Консерваторы поддакивали: «а девочки — будущие матери, и формировать их нужно соответственно…». Того дискуссии велись ожесточенные.
В феврале в 1953 году, вдобавок при жизни Сталина, Константин Симонов — давешний главный редактор «Литературной газеты» передал копии писем — больше 800 — в ЦК КПСС и направил собственное записка секретарю ЦК КПСС Михайлову, кой был куратором образования. В июле 1954 годы раздельное обучение отменили. Мотивация была та а, что и в 1943 году: «азарт улучшить дисциплину учеников».
Какими судьбами было потом
Поэтому период раздельного обучения мальчиков и девочек был недолгим — 11 парение. После этого все вернулось: мелкота снова стали учиться вместе. С полгода им пришлось наметаться друг к другу и учиться не переходит в плоть и кровь друг друга за «инопланетян». Водан из современников вспоминает: «… Совместное подготавливание с девочками очень волновало. Знакомые девочки у нас, бесспорно, были, но школа воспринималась т. е. некое подобие казармы, поэтому в бытиё там девочек было каким-ведь страшным нарушением. Всех рассадили четой "мальчик — девочка". Сие воспринималось отчасти как брак — вдобавок по расчету (учителей). Мальчики заговорили о достоинствах и изъянах «моей» и «твоей». Завидовали тем, кому досталась «красивая». Множество. Ant. меньшинство мальчиков честно влюбились в «своих». Девочки рассматривались после сторонам… Раздельное, а затем и совместное подготавливание очень обострило внимание на разнице полов…»
Вот так закончился сталинско-великодержавный школьный эксперимент. К идее раздельного обучения уж не возвращались, разве что сверху уровне дискуссий. Совместное обучение существовало по развала СССР, и потом. Что ж, у каждой модели обучения до самого сих пор есть как сторонники, в такой мере и противники. И это естественно.
Так но, как и то, что воспоминания пожилых людей о школьном прошлом также разные. Кто-то из них улыбнется, а у кого-ведь в глазах заблестят слезы. Но аминь равно — спросите у своих дедушек и бабушек — им вот-вот по 80, или около того…
Свєтлана Шевцова, Кыйыв