Уникaльный музeй oткрывaeт двeри пользу кого туристoв и львoвян
Нoвoe нeпoвтoримoe и увлeкaтeльнoe путeшeствиe в истoрию гoрoдa Львa мoжнo сoвeршить ужe сим лeтoм. A пoмoжeт в этoм иннoвaциoнный музeй «Львoв Дрeвний», кoтoрый сoздaют в пoдзeмныx лaбиринтax цeркви Прeoбрaжeния Гoспoдня, рaспoлoжeннoй нa улицe Крaкoвскaя, 21.
Oттудa, изо пoдзeмeлий, кoтoрыe считaются oдними с сaмыx стaрыx вo Львoвe, – фoтoрaсскaз кoррeспoндeнтa Укринфoрмa.
НOВOE ДЫXAНИE КAТAКOМБ
Срeди всex мнoгoчислeнныx львoвскиx aрxитeктурныx пaмятникoв Прeoбрaжeнскaя цeркoвь, кoтoрaя приближaeтся к свoeму 125-лeтию, oтличaeтся нe тoлькo грaциoзнoстью и сдeржaнными фoрмaми, нo и тeм, чтo здeсь сoxрaнились oчeнь стaрыe пoдзeмeлья.
Дeлo в тoм, чтo цeркoвь Прeoбрaжeния былa пoстрoeнa нa дрeвниx фундaмeнтax.
Xрaм, кoтoрый впoслeдствии стaл рeпрeзeнтaциoнным и культурным цeнтрoм гaлицкиx укрaинцeв, пoстрoили нa мeстe рaзрушeннoгo мoнaстыря, зaтeм – кoстeл oрдeнa тринитaриeв, зaлoжeннoгo eщe в XVIII в. Oрдeн зaнимaлся выкупoм xристиaн с нeвoли в ислaмскиx стрaнax.
Нo дрeвниe кaтaкoмбы, xoть и пoлурaзрушeнныe и зaбрoшeнныe, всe тaки сoxрaнились. В данное время они стали не просто свидетелями пока что одной страницы истории города, а настоящим активным, иначе) будет то можно так сказать, «коммуникатором», ярким носителем шляхетского и королевского величия Львова и а ещё одной причиной для неподдельного гонора львовян.
Как раз здесь, в духовном центре Галичины, видишь-вот обретет реальные очертания теперешний инновационный музей «Львов Архаичный».
«Ремонтно-реставрационные работы в подземельях храма начались в 2004 году и один два года назад их открыли пользу кого посетителей. Но, так сказать, «новое веяние» эти катакомбы получили один в этом году. Их полностью восстановили, провели гидроизоляционные работы, реконструировали стены и подготовили помещения ради открытия в них инновационного музея истории города Льва в статьях «Лемберг Древний», — рассказывает распорядитель музея Борис Данылив.
«С через инновационных технологий мы показываем хроника нашего города c XIII века давно 1772 года, того времени, подчас Галичина отошла в состав владений австрийских Габсбургов в результате первого раздела Польши. «Лемберг Древний» — это ранее второй музей масштабного национального проекта инновационных музеев почти брендом «Становление украинской нации». Первостепенный такой уже успешно работает в Киеве. А главная стремление нашего музея – объединить жителей города кругом его истории, показать Львов на правах жемчужину Европы и культурную столицу Украины. Хотим зародить имидж города с помощью исторических личностей – героев прошлого, заинтересовать туристов этим культурным объектом и историей многих народов, которые принимали отношение в развитии Львова. Думаем, что такого склада музей станет одной из визитных карточек Львова, туристической «изюминкой», которая даст пендаль для развития инновационных культурных учреждений в городе и крае», – говорит Данылив.
СЕЛФИ С ДАНИЛОМ ГАЛИЦКИМ
Почто же можно увидеть в этом новом музее?
Перво-наперво всего, скажу, что музей «Лемберг Древний» — это банальный проект, который сочетает инновационные технологии и бесценные исторические экспонаты с частных коллекций и фондов украинских и европейских музеев. Всего-навсего за час в увлекательном мультимедийном формате 5D (диорамы, запахи, звуки, реалистичные фигуры-реконструкции выдающихся личностей) с через медиа-гида (на девяти языках) допускается ознакомиться с многовековой историей Львова и разных народов, которые нераздельно жили и строили город в период с IX точно по XVIII века.
Всего в музее — 39 фигур, изготовленных методом "киберкожи" — скрещение воска, латекса и силикона.
Вот хоть, каждый из посетителей может приблизиться и сделать селфи с первым войтом Львова Бертольдом Штехером alias с основателем города королем Данилом Галицким с женой и сыном Львом, князем Василько (Романовичем) не то — не то королем Казимиром III, гениальным скульптором Иоанном Пинзелем неужто Бартоломеем Зиморовичем, поэтом, историком, бургомистром Львова, который-нибудь там родился в 1597 году.
С медной туркой мокко в руках ждет посетителей и Юрий Кульчицкий — родом из украинской шляхетской семьи, какой научил пить кофе не единственно Львов, но и целую Европу. А вонища венского кофе напомнит и об этом знаковом эпизоде в жизни Львова. Чисто и другие запахи, циркулирующие с помощью мощной системы вентиляции и соответствующие праздник или иной диораме. Это, как например, ладан, смола, живица, запах пивного хмеля и свежеиспеченного питание, меда и другие, воссоздающие атмосферу тогдашнего Львова.
А к тому же звуки, звуки – лязг оружия, крик лошадей, выстрелы пушек и мушкетов, подсвист козацких пуль, шум средневековых львовских улиц и площадей, клацанье бокалов в корчмах и обольстительный смех львовянок промеж городского шума… Все сие «затягивает» вас в пучина атмосферы древнего Львова, где ваша милость словно становитесь очевидцем и участником всех тех событий.
Документально в экспозициях музея сконцентрирована политическая, духовное завещание и культурная жизнь города в составе разных государств.
По-над созданием музея работала огромная повеление профессионалов, среди которых и научный эккаутинг проекта, председатель научного совета музея «Развитие украинской нации», доктор исторических наук Мишук Видейко: "Знаете, на протяжении своей многолетней работы историка-исследователя понял, зачем все эти научные исследования кое-когда-нибудь заканчиваются. И стоят они что такое?-то только тогда, когда становятся доступны людям, али кто-то сделал их доступными в целях посещения. Сейчас это важно во вкусе никогда, потому что наконец исполнение) ученых появилась возможность уже чуть-чуть десятилетий писать историю Украины экий, какой она была — от основ, истоков – предварительно современности. Совместными усилиями историков Киева, Львова, других городов пытались в этом музее выковать определенный взгляд на исторические моменты, которые в этом месте отражены. Да, было нелегко, было большой дискуссий относительно различных текстов, формулировок. И сие не удивительно, поскольку одно и ведь же событие может трактоваться объединение-разному, у каждого свое видение, Же тут удалось как-то положить эти мнения-«пазлы» в единое, подчинив их единой цели".
Мишуня Видейко говорит, что десятилетиями, временами рассказывали об истории Львова, до настоящего времени это было как-то однобоко. Безусловно, много говорилось об основателях Львова, же мало – о том, что было заранее на том месте, где был заложен остров Льва. А между тем, по словам Видейко, археологические отрытие еще в XIX веке обнаружили, что буква местность имеет очень давнюю историю, которая измеряется тысячелетиями, до сих пор со времен Триполья и до того периода, когда-никогда здесь побывал дружинник киевских князей. Просто так, в свое время на горе Полукафтан в окрестностях Винников возле Львова археологи обнаружили предметы быта трипольской культуры: кинофрагмент амфоры и другой посуды, а также артиллерия труда. Возраст найденных предметов — паче 5000 лет, а место находки только и остается считать крайней западной точкой трипольской культуры.
Во всех отношениях же археологические раскопки свидетельствуют, как будто территория современного города была заселена ещё раз в V веке. В конце X века эти владенья вошли в состав Руси, в частности удельных Галицкого, а с 1199 возраст — Галицко-Волынского княжеств.
А в учебниках по истории преимущественно освещался промежуток Киевской Руси, а затем сразу — козачество. А кое-что было между этим, в ХІІІ-ХIV веках, об этом по большей части не говорили. А здесь это свершено…
ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КЛЕЙМА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
По образу рассказывает Валерий Галан, автор и высокоидейный вдохновитель масштабного национального проекта «Образование украинской нации», составляющей которого является Ясная Поляна «Львов Древний», к созданию такого музея было привлечено почитай 20 научных институтов и кафедр, музеи Украины и таблица, значительное количество культурных волонтерских и общественных организаций. И без этого (того) того, идею Галана воплощали скульпторы, гримеры и пастижеры, художники-костюмеры, мастера ровно по историческому оружию, киносценаристы, актеры, психологи, политтехнологи и ведущие декораторы.
— Валерий, я так понимаю, сколько в музее представлены результаты совместной поисковой работы ведущих ученых, археологов, искусствоведов угоду кому) создания целостного образа прошлого города?
— Как так. Только добавлю одно название – «впервые». Нет слов Львове впервые создан музей, какой-никакой побуждает вас вглядеться в прошлое, затем) чтоб(ы) понять настоящее и увидеть горизонт будущего.
— В отдельных случаях возник замысел реализовать такой расчёт именно во Львове?
— Наш программа мы начали создавать 6 лет отступать. Вокруг этой идеи объединили паче 40 ученых, более полусотни научных организаций и больше 60 музеев из семи стран. Сие было сделано для того, дабы иметь как можно больше информации и вручить все это украинцам и тем, кто именно посещает Украину. В то же старинны годы, готовя этот проект, мы выделили, ни дать ни взять бы это ни было ненормально, три отрицательные черты нашей нации, которые нам во всех отношениях нужно менять.
— Какие же сие черты?
— Первая — это неуважение к себя. Не все украинцы, к сожалению, уважают себя. И сие проявляется в их поведении, действиях. На втором месте – мы плохо знаем собственную историю. (не то бы мы ее знали, добро бы бы наполовину, то поняли бы, нежели мы должны гордиться и что должны ограждать.
Будем откровенны, часто нашу историю присваивали, распределяли средь собой наши соседи, которые и немедля гордятся этим, поднимают имидж своей страны, своих народов, своих стран.
— А да мы с тобой в это время…
— А мы скромно, якобы говорят, «пасем задних». Вследствие того мы хотим изменить эту ситуацию. В томик числе вот такими проектами, по образу этот, чтобы знать свою историю. И третье блюдо. Многие украинцы жили и сейчас живут с «вуалью» неудачников, клеймом неполноценности. В такой степени вот, наш проект призван слить украинцев вокруг своей истории и отвернуть эту «вуаль», след «недонации» или «недонарода». И временами будет хотя бы часть людей, которые посетят наши музеи в Киеве и тут. Ant. там, во Львове, и в других городах, идеже мы еще их будем пописывать, то уверен, эти люди будут смыслить, что они имеют и что в случае необходимости они пойдут взять кого под (свою защиту.
И еще, будем откровенны, за последние 400-500 полет наша нация носила «ставни» то Варшавы,то Москвы, ведь некоторых других стран. И мы круги и свою историю видели в тех пропорциях, которые позволяли нам такие «глаза».
— Но ситуация изменилась…
— Ага, и это очень хорошо, что вслед за последние 30 лет украинские ученые-исследователи получили право работать в архивах, музеях других стран, набирая и концентрируя офигительный массив исторических фактов, документов, материалов, которые дают нам прозелит взгляд на те или некоторые устоявшиеся стереотипы.
— Сейчас такой информации адски много…
— Да, но проблема, по какой причине она, эта информация, так (вы)молвить, ходит «по горизонтали», в определенных кругах ученых-историков, студентов профильных вузов и немного доходит до социума. Поэтому наш брат должны всю эту информацию доставить до каждого украинца, наших соседей. И то-то и оно в этом – тоже цель нашего проекта.
— А подобно как, цель остальных музеев – другая?
— Я сего не говорю, но здесь уписывать еще одна проблема: Большинство музеев в Украине – мои ровесники. Видишь мне 60 лет и, повторяю, большинству украинских музеев столько а, или больше лет. Их оформляли согласно технологиям того времени, в конце концов, мировосприятие этих людей был другим. А на днях без гаджетов, мультимедийных средств кадр(ы) не обходятся, в отличие от музеев, которые, к сожалению, единично используют новейшие технологии. Поэтому и создаем экий музей, где бы человек увлекся во всех отношениях увиденным здесь, с помощью инновационных технологий.
— Ась? является основой музея?
— Музейная произведение фактически состоит, прежде всего, изо исторических фигур, максимально похожих сверху исторических персонажей, известных и неизвестных общественности. Они «разговаривают», питаться аудиогид на девяти языках, совершенно это дополняет контент на стенах. Тут. Ant. там же – диорамы, которые перенесут зрителя-посетителя в ту не то — не то иную эпоху, чтобы он был в состоянии окунуться в эту атмосферу. Есть а ещё и информационная составляющая – мониторы, QR-коды, которые позволяют испытывать больше, получить подробную информацию, которая малограмотный поместилась здесь, в музее.
А еще – картеж на полу, скажем Русского королевства, которое было свыше, чем половина нынешней Европы, игра в карты Львова в разное время, каждого века. Будут в этом месте и коллекции известных археологов, исследователей старины.
По части сути, это будет музей с самыми «крутыми» артефактами, которые лишь только есть во Львове. Среди них – отрывок окаменелого дерева, которому миллионы полет, обломки топоров, возраст которых – 5-7 тыс. парение, фибулы Римского времени II-IV нашей эры. Тогда же – фрагменты деревянного гребня XIV–XVI веков, найденного нет слов время раскопок на улицах Краковской и Ивана Федорова. Имеем и коллекцию тогдашних торговых пломб, копилку, монеты, стеклянные и глиняные фабрикаты, деревянную колодку для изготовления обуви. А до этого времени – козацкие бытовые атрибуты, топорики, пули, трубки, металлические и стеклянные чаши XVII-XVIII веков. Отдельный из этих артефактов предоставило нам ради экспозиции коммунальное учреждение Львовского областного совета «Историко-краеведческий Метрополитен-музей».
РАЗНЫЕ НАРОДЫ СОЗДАВАЛИ ЕДИНОЕ Гарита ГОРОДА
Один из создателей оригинального музея вот Львове, художник, скульптор Владимир Переста рассказывает, в чем дело? для него и его коллег сие был очень интересный проект.
— Подвиг захватывала полностью, работаешь и забываешь, кой сейчас день, число, неделя. Историки-исследователи предоставляли нам информацию об определенных персонажах, наш брат все это тщательно изучали. Кто такой этот человек, где жил, в экий период, чем занимался, какова ее нужность в нашей истории, что наиболее присущно для этого персонажа. Только дальше этого мы приступали к работе по-над будущей скульптурой. Дальше – спор создания формы, вытаскиваешь скульптуру из того места, это все волнительно… Сие все полностью захватывает тебя, поглощает…
А патриарший управитель УГКЦ отец Любомир Яворский впоследств знакомства с концепцией музея «Лемберг Древний» привел высказывание блаженнейшего патриарха Любомира Гузара и поделился своим видением нового проекта, тот или другой реализовывают во Львове.
«Шовинизм не может быть христианской добродетелью, благодаря чего что он не совершенен, делает человека малость ограниченным, ведь национализм любит всего свое. Однако патриотизм должен непременничать присущ христианину — он любит свою Родину и в ведь же время у него открыто фокус для других людей, он соглашаться уважать их достоинство и права». Буква фраза патриарха Любомира Гузара более чем хорошо передает специфику будущего музея, поелику здесь пойдет речь о представителях разных национальностей, которые присоединились к строительству, становлению и развитию Львова.
В этом музее отражена амплуа носителей культуры и традиций разных народов, христианских конфессий, и отдельный из этих «разных» создавал единое, целостное. Сие как вышиванка, которая вышита разными нитками, да если взглянуть на нее неповрежденность, то увидите, какая она красивая, гармоничная. Круглым счетом и здесь, люди были разными, хотя они вместе создавали и определенное органичное единое синузия Львова.
АКЦЕНТ НА ПОЗИТИВЕ
(на)конец обращаюсь к Валерию Галану, автору и идейному вдохновителю масштабного национального проекта «Возникновение украинской нации», составляющей которого является паноптикум «Львов Древний».
— Здоровый, какой ключевой акцент музея «Лемберг Древний»?
— Главный акцент… Вероятностям, самое главное – показать многогранное круг интересов города в политическом, духовном, культурном и экономическом срезе изумительный всех веках.
Ведь в экспозициях музея воссозданы периоды жизни Львова возле разных государственных образованиях. Хотим определенно показать, как на протяжении 800 парение львовяне строили многонациональный город, создавали его славу и межнациональный имидж.
— Исторический отрезок, который заключает музей – ограничен?
— Пока а да. Музей охватывает исторические действие города, начиная от первого летописного упоминания и после 1772 года, но проект перестань иметь продолжение, включая события 2021 возраст.
Важно, по моему мнению, который мы делаем акцент на позитиве, сверху наших победах, оптимизме нашей нации, показываем такие исторические данные, чтобы человек выходил из подобных музеев окрыленным.
Олюся Снитовский, Львов
Фото автора