Узнaeмeм у юристoв, eсть ли прaвoвыe мexaнизмы зaстaвить мeстныe влaсти пoвинoвaться тoму, чтo им гoвoрят изо Киeвa
Сoпрoтивлeниe нeкoтoрыx укрaинскиx гoрoдoв и рaйoнoв пoпaдaнию в "крaсную" и "oрaнжeвую" зoны кoрoнaвируснoй oпaснoсти, пoxoжe, нaбирaeт нe мeньший мaсштaб, чeм около дoсрoчнoм смягчeнии кaрaнтинa в Чeркaссax в нaчaлe мaя. Рaзвe чтo прeзидeнт "плaмeннoгo привeтa" мятeжным гoрoдским прeдсeдaтeлям Луцкa (сeйчaс — и.o. прeдсeдaтeля), Тeрнoпoля и Ивaнo-Фрaнкoвскa eщe нe пeрeдaвaл. Нa мeстax жe oт oбвинeний в aдрeс Министeрствa здрaвooxрaнeния и Гoсудaрствeннoй кoмиссии тexнoгeннo-экoлoгичeскoй бeзoпaснoсти и чрeзвычaйныx ситуaций в избирaтeльнoсти пoдxoдoв и пoлитизирoвaннoсти пeрeшли к кoнкрeтным дeйствиям: oргaны сaмoупрaвлeния "oфициaльнo" oткaзывaются усиливaть кaрaнтин нa пoдвeдoмствeнныx тeрритoрияx и принимaют oбрaщeния "o прeкрaщeнии издeвaтeльств нaд грaждaнaми и бизнесом".
Сколько дальше? Есть ли возможность, безграмотный "наступив на горло" местному самоуправлению, прикончиться повсеместного выполнения принятых на государственном уровне решений? Для того чтобы не иметь в итоге прецедента "разгула демократии" в случае невосприятия для местах наиболее важных для суверенитета и независимости государства…
Смыслы "битвы следовать интересы громад": чужие проблемы али собственный рейтинг?
Итак, власть получи и распишись местах "в штыки" восприняла уступка об усилении карантинных мер в ряде городов и районов, попавших в "оранжевую", а особенно — "красную" — карантинные зоны. В частности, в Луцке и Тернополе (красная нафта), а также в "оранжевом" Ивано-Франковске сообщили, что такое? дополнительных ограничений вводить не будут.
По словам ивано-франковского городского головы Руслана Марцинкива, распределяя страну в зоны, "власть пошла в соответствии с пути ограничений, а не диалога с городами". В большинстве случаев всего удивляет, по словам градоначальника, чего "страну делят на зоны, вводят серьезные ограничения.. и рядом этом "ковидный" пай используют для ремонта дорог!". К тому а, как лучше использовать эти деньги (сэкономленные, прежде всего, благодаря сокращению инфраструктурной субвенции для места и других статей местных бюджетов), с органами самоуправления невыгодный советуются. Между тем на них возлагают новые роль и искусственно провоцируют риски дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации в регионах. Марцинкив пообещал оказывать сопротивление этому всеми законными способами — в частности, путем созыва городской комиссии по части техногенно-экологической безопасности и сессии городского совета.
А смотри луцкий горсовет уже отказалась вделывать жесткий карантин. Депутаты считают, что-то их город зачислили в "красную" зону неправомерно.
Поэтому в городе и в дальнейшем будут функционировать такие же карантинные меры, равно как и раньше. Здесь продолжат работать коммунальные предприятия, учреждения дошкольного образования, транспорт и рынки. Закачаешься избежание конфликтных ситуаций горсовет обратился к полиции с просьбой вытерпеть от привлечения субъектов хозяйствования к ответственности вслед за нарушение карантина.
Подобное отгадка принял в понедельник и городской совет Тернoпoля. "Такая блoкада города была да ну? что во времена татар. Недопустимo, щoб людей лишили кoнституционнoгo карт-бланш работать", — подчеркнул городничий областного центра Сергей Надал. Согласно его словам, в горсовет и к депутатам обратились сотни предпринимателей и других жителей Тернополя с просьбой "безлюдный (=малолюдный) блокировать город" и не вынимать режим "красной зоны". Следственно общественный транспорт будет работать в обычном режиме. Точь в точь и предприниматели, и садики, и другие субъекты хозяйствования. За вычетом того, горсовет обратился к центральной центр с требованием отменить решение о зачислении Тернополя в "красную" зону, а вдобавок о временном запрете остановок в городе поездов.
В Минздраве критическими заявлениями и решениями местных властей обеспокоены. Мустешар Максим Степанов уверяет: решение о «зонировании» страны принимали спустя время тщательного изучения ситуации и с учетом всех необходимых показателей и параметров. Дерьмовый политической составляющей или избирательности в этом перевелся. "Нет человеческого фактора. Трескать (за (в) обе щеки) чисто цифры, отражающие динамику в томишко или ином регионе. В Министерстве здравоохранения перевелся даже намека на политику. Преимущество — здоровье и безопасность украинцев", — заверил майордом. Он, наоборот, считает политизированными в этом вопросе решения и образ действий власти на местах — из-после стремления получить дивиденды перед приближающимися выборами.
"Осязание опасности мобилизует. Но, если какая-ведь опасность долгое время держится в обществе, людское) (со)общество начинают к ней привыкать. Тем побольше, когда противодействие опасности больше влияет получи благосостояние граждан, чем сама на волосок. И когда методы противостояния — в основном, полицейские ограничения.
Центральная аппарат в марте-апреле сняла "электоральные отстой" с карантина, рейтинги, например, президента хотя (бы) выросли. И как только тотальный изоляция перестал приносить электоральные бонусы, грех пополам за него перевели на местные правительство…", — комментирует ситуацию конфликтолог, проректор директора Украинского института исследования экстремизма Богдаша Петренко.
Сие, по его словам, и привело к первому противостоянию в начале мая — с черкасским мэром Анатолием Бондаренко, какой-нибудь стал известен всей стране, егда пошел вопреки "рекомендациям" и ослабил изоляция в городе. "Именно поэтому сформировался тренд бери избирательную кампанию в период карантина: центральная владычество не хочет уже брать в себя ответственность за усиление ограничений, вследствие того что что это отнимает голоса. А местная — увидев последствия противостояния, с которого фактически мэр (Черкасс. — Ред.), вышел победителем, — поняла, что такое? за нарушение указаний сверху безделица не будет, но это может увеличить рейтинг. Поэтому неудивительно, что нежели ближе к выборам, тем больше местные градоначальники зависят через общественного мнения, а не от законов река указаний сверху", — объясняет властелин Петренко.
"В марте и апреле ни одна собака не понимал, что происходит. Отчего по всей стране дружно поддерживали карантинные распоряжения и выполняли соответствующие указания. Да и обществоведение подтверждала общественные настроения. Теперь а социология изменилась — опросы показывают измученность людей от ограничений. Это и стало быть основанием для попыток "бодания" с центральной исполнительной властью", — добавляет умелец по конституционному праву и политике Бодя Бондаренко.
Есть ли законные внутренние резервы обуздать "строптивые" советы? Невыгодный густо…
Опрошенные Укринформом юристы, политические эксперты и юристы однозначного ответа держи этот вопрос не дают.
"Вспомним, каким образом действовали в Украине, временами весной столкнулись с этой проблемой, — говорит Бога Бондаренко. — Чрезвычайное положение никто приставки не- вводил. Хотя при таком режиме подключать любые ограничительные меры было бы уймись. А возможностей сопротивления этим решениям местные власть имущие не имели. Но действие Чепэ ограничено во времени. Сейчас затянуть. Ant. сократить такой правовой режим однозначно было бы бешено… Зато в стране ввели законный режим чрезвычайной ситуации, а также санэпидемиологические и карантинные режимы. С головы из которых регламентируется отдельным законодательством. Переделка же в том, что ранее практики их применения мало-: неграмотный было, а главное — некоторые их формулировки стоит размыты и оценочны". Касается сие, по мнению господина Бондаренко, и ряда полномочий Кабинета министров, что формально вроде бы имеет ей-же-ей вводить ограничительные меры, действие которых распространяется получай всю страну. С другой стороны — местное автономия имеет основания противиться таким решением. В этой блат юристы напоминают, что согласно статье 32 Закона "О защите населения ото инфекционных болезней", ограничительные противоэпидемические распоряжения устанавливают местные органы исполнительной власть и органы местного самоуправления по представлению государственного санитарного врача. "К тому но, есть 64-я статья Конституции Украины, идеже говорится:" В условиях военного может ли быть чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока поступки этих ограничений". А в случаях, вне тех, которые предусмотрены Основным законом (в таком случае есть — военное или чрезвычайное местоположение), любые ограничения прав и свобод незаконны. Словно известно — отдельных законов о введении чрезвычайного положения в рука с коронавирусом власть не принимала", — напоминает конфликтолог Богда Петренко.
Более того, в конце мая, принимая разгадка о так называемом "адаптивном" карантине, Комплект министров сам "официально" передал пункт "ограничительных" полномочий в места. "Основная идея того постановления: получай определенном уровне введения ограничительных мер становится прерогативой органов местного самоуправления. А таким образом — это должна быть и их совесть, — напоминает эксперт по конституционному праву и политики Данный богами Бондаренко. — Если в регионе все доброкачественно — принимайте "местное" декрет об ослаблении карантина. Если но наоборот — вводите дополнительные ограничения. В практике же органы местного самоуправления безлюдный (=малолюдный) хотят этим заниматься или реагируют получай вызовы только постфактум — например без лишних разговоров, когда правительственное решение не нравится их избирателям. Хоть активная фаза пандемии продолжается".
В то же время, после мнению адвоката, старшего партнера адвокатского объединения "Кравец и Партнеры" Ростислава Кравца, так, что Кабинет министров сам в свое момент признал полномочия местных органов администрация вводить ограничения в регионах, подтверждает юриспруденция местного самоуправления на "противодействие". "То убирать, ни о каких нарушениях законодательства со стороны местных властей, вводящих оный уровень ограничений, который считают нужным, выговор не идет. Ведь и вся ответ за здоровье граждан, темпов распространения инфекции и эпидемиологического состояния в регионах лежит в органах местного самоуправления", — говорит легист. Изменить же ситуацию, по его мнению, центральная воля сможет только тогда, когда лишит местные советы таких полномочий. А из чего явствует — возьмет всю ответственность на себя. В частности, и вслед за возмещение причиненного карантинными ограничениями ущерба. В этой подписка Кравец напомнил, что сейчас рассматривают малость судебных исков к Кабинету министров и другим центральным органам исполнительной власть предержащие (после чего, кстати, Правительство и изменило образ введения карантинных ограничений).
Богдан Бондаренко считает, отчего и местные власти вместо рассчитанных нате общественный резонанс "демаршей" как и могли бы пойти по пути судебного обжалования правительственных решений. Быть этом шансы сторон (правительства и органов местного самоуправления) держи положительный вердикт эксперт оценивает не хуже кого примерно одинаковые. Ввиду той но проблемы возможных разночтений и "размытости" отраслевого законодательства. "Добро бы рассчитывать на быстрое принятие судебных решений мало-: неграмотный приходится. Очевидно, все затянется наименьшее количество до местных выборов. Потому почто все сейчас заинтересованы просто "перебрасывать мячик с полина на поле", — констатирует Бондаренко.
Эксперты напоминают и о представлении Верховного свида в Конституционный суд Украины. О конституционности введения ряда ограничительных мер. 5 июля КСУ провел суп заседание по этому делу. "На случай если решение суда появится до выборов, сие будет "нформационной бомбой". Коль скоро КСУ признает действия Кабмина конституционными, органы местного самоуправления вынуждены будут покориться. Если же наоборот — будут "нате коне" и получат дополнительные доводы в риторике о "неправильных действиях центр в условиях карантина", — говорит Бодя Бондаренко.
Впрочем, в этом вопросе опрошенные Укринформом специалисты единодушны: живей всего, до местных выборов вердикта Конституционного свида не будет.
Некоторые считают, как на коротком шаге власти попытаются стискивать на "мятежные" громады вследствие правоохранителей, которые на практике будут манифестировать "ничтожность действий и решений местной власть имущие", тотально наказывая субъектов предпринимательства и граждан после нарушение карантинных правил. "Ровно по мне, это не принесет результата. А станется еще одним аргументом обвинений с уст местных руководителей в адрес центральной власть предержащие, — считает адвокат Ростислав Кравец, — так-таки существование конституционного представления только подкрепляет позицию судов общей юрисдикции, раньше вердикта КСУ есть все начала отказывать в удовлетворении любых обращений о применении административных санкций в отношении граждан, которые будто бы не выполняют карантинных решений".
Таким образом, эксперты будто о "патовой" ситуации, в которой оказались (окажутся) регионы, сверху усилении карантинных мер в которых настаивает (полно настаивать) центральная власть. До завершения осенних выборов. Вопреки на это, они призывают центральную и местную механизм к диалогу и взаимным уступкам чтобы избежать усиления конфронтации. Потому как, среди прочего, должны понимать: "политическая тенденциозность, когда местные органы игнорируют решения центральных, — больно опасна. Поскольку формирует дисбаланс полномочия и может привести к усилению центробежных тенденций", — предостерегает замглавы директора Украинского института исследования экстремизма Данный богами Петренко.
Владислав Обух, Киев