В кaнун oткрытия Бaйрoйтскoгo фeстивaля рaсскaзывaeм o Риxaрдe Вaгнeрe, o тoм, кaк нeмцы дo сиx пoр и нe бeз успexa рeaбилитируют музыку oт блaгoсклoннoсти нaцистoв
25 июля в Гeрмaнии нaчинaeтся юбилeйный Бaйрoйтский музыкaльный фeстивaль, цeликoм пoсвящeнный музыкe Риxaрдa Вaгнeрa. Впeрвыe зa eгo бoлee чeм стoлeтнюю истoрию, нa oткрытии, зa дирижeрским пультoм будeт стoять жeнщинa, к тoму жe нaшa сooтeчeствeнницa — Oксaнa Лынив. Сoбытиe чрeзвычaйнoe. Eгo мoжнo срaвнить рaзвe чтo с испoлнeниeм в 1904 гoду Сoлoмиeй Крушeльницкoй пaртии Чиo-Чиo-Сaн в oпeрe Пуччини «Мaдaм Бaттeрфляй». Тoгдa этo тoжe был «укрaинский прoрыв» мирoвoгo мaсштaбa. Нo: чтo тaкoe фeнoмeн Вaгнeрa? Кaк пoлучилoсь, чтo eгo музыкa стaлa глaвным сaундтрeкoм врeмeн нaциoнaл-сoциaлизмa? Слушaли ли Вaгнeрa сиoнисты? Кaк божество прeврaтился в злoдeя, a пoтoм, прoйдя дeнaцификaцию, oкaзaлся гдe-тo пoсeрeдинe? И, нaкoнeц, чтo тaкoe Бaйрoйтский фeстивaль?
Вaгнeр чтобы всex, или Oт Ницшe дo «Чужoгo»
Рихард Вагнер (1813-1883) написал в сравнении мало. Всего тринадцать опер. Так десять из них — всемирно известные хиты, боевито исполняются и по сей день. Примем, у Доницетти из семидесяти опер в мировом репертуаре осталось безлюдный (=малолюдный) более семи. У Верди — не побольше двух третей.
На сегодня Вагнер остается самой влиятельной фигурой в музыке. Недурственно это или плохо, но сие так. Созданная им музыкальная универсум впечатляет. Ее колоссальную гравитационную силу чувствует весь круг, кто к ней только приближается. Сие мог бы быть гармоничный универсум, одним миром мазаны тому, который создал Шекспир в литературе, али зальцбургский гений Моцарт в музыке, неравно бы не один существенный недочет — идеология ненависти. Посеянное Вагнером, оказалось капельки не золотым зерном, а зубами дракона, с которых вырос смертоносный нацизм. В частности это придает его творческому наследию на глубине трагический и несколько зловещий оттенок. Как бы то ни было Вагнер продолжает влиять на культуру ХХ века.
Композитора, что и 100 лет назад, продолжают недолюбливает или любить интеллектуалы, его любит культура. Мюнхенская скорая помощь сигналит мелодией с «Золота Рейна», «Парение валькирий» звучит в фильме Копполы «Конец света сегодня». Именно благодаря масскульту, в частности искусство кино, рядовой зритель, далекий от оперы, узнает о Вагнере и попадает около его чары. «Вау, персона музыка!!! Спасибо Дэвиду», — пишут аудитория YouTube под фрагментом «Влезание. Ant. выход богов в Валгаллу» из того но «Золота Рейна». Они впервинку услышали ее не в театре, а в голливудском блокбастере "Чужестранный: Завет". Вагнер был бы в восторге. То верно, немало и тех, кто считает его музыку бездушной. Уминать и те, кто может слушать ее в гомеопатических дозах, а и те, кто принципиально отказывается ее настораживаться.
Что касается прошлого, в таком случае трудно назвать того, кого бы «боль» Вагнером миновала. Можно восстановить в памяти тысячи имен, но одним изо самых известных будет Ницше. В он назвал Вагнера «Байройтским колдуном». Однако это уже после того, в качестве кого отношения между двумя будущими «темными ангелами» немецкого национал-социализма вопрос жизни и смерти ухудшились. Сначала между ними были эк теплые отношения. Похожие на родительско-сыновние. «Без говоря, вы, кроме моей жены, один лишь приз, который я получил в жизни», — написал Вагнер Ницше в 1872 году. Услышав прелюдию к «Тристану» и «Майстерзингеров», юм признался: «Каждая клеточка, первый попавшийся нерв во мне дрожит». Через некоторое время он сравнит этот опыт с приемом гашиша. Подобное чувствовал безграмотный только Ницше. Матери викторианской эпохи запрещали дочерям вслушиваться любовный дуэт из «Тристана», считая его до крайности неприличным, полным нескрываемого мощного эротизма, буква в букву «сексом на слух».
Алекс Росс, Водан из ведущих музыкальных критиков США, журналист The New Yorker, в своей свежей книге, посвященной творчеству немецкого композитора, пишет, будто влияние Вагнера — это неразрешенный спор. «Это триумф искусства надо реальностью и реальности над искусством… Порой мы смотрим на Вагнера, в таком случае видим душу человечества сквозь увеличительное лампочка. Что мы ненавидим в ней, ведь ненавидим в себе; что нам нравится в ней, ведь нам нравится в себе».
Вагнер и «дядюшка Ади»
Вагнер был антисемитом, о нежели свидетельствуют его публичные высказывания. В 1850 году некто, под псевдонимом, написал эссе «Иудейство в музыке» — одиозный антисемитический текст, который появился в небольшой газетке, тиражом в 800 экземпляров. Сие можно было бы списать бери досадную ошибочность взглядов, ложь, а двадцать лет спустя Вагнер переиздал сей опус под собственным именем. И прямо этот шаг никогда нельзя хорэ забыть и простить, как бы ни очищали посмертную репутацию гениального композитора его поклонники.
Немудрено, что музыка Рихарда Вагнера стала музыкальным сопровождением Третьего рейха. И сие несмотря на то, что симпатия умер за 50 лет после того, как национал-социалисты пришли в Германии к власть. Огромную роль здесь сыграл и оный фактор, что Вагнер был любимым композитором Адольфа Гитлера.
Гитлер маловыгодный только был фанатом творчества Рихарда Вагнера, однако и близким другом семьи композитора. Немного погодя смерти мужа – Зигфрида Вагнера – единственного сына Рихарда Вагнера, Байройтский пир возглавила Винифред Вагнер – невестушка Рихарда Вагнера. После провала Мюнхенского путча в ноябре 1923 годы, когда будущего фюрера посадили в тюрьму, то есть она поддерживала его — обеспечивала теплыми вещами, бумагой, возьми которой он начал писать «Майн кампф» (в самую пору, это название — «Моя война» — парафраз автобиографии Вагнера «Моя бытье»); носила передачи. Четверо детей Вагнеров называли его «дядюшкой Ади»; говорили, как будто Гитлер хочет жениться на вдове, да это так и осталось на уровне предположений.
Винифред Вагнер до самого конца жизни, а умерла она в марте 1980-го, оставалась фанатичной поклонницей Гитлера. Собственные убеждения она не скрывала. Весной 1945 возраст, сразу после освобождения Байройта, Вотан американский офицер, музыкант-любитель, жгучий поклонник музыкального наследия Вагнера, посетил вилла своего кумира. Винифред согласилась отчертить экскурсию и повела гостя на могилу композитора. Объединение дороге она постоянно воспевала Гитлера, отрицая любые доводы против его страшных злодеяний. Америкоз не выдержал: «Я почувствовал только что не физическую невыносимость; тошноту, которая тиховодно поднималась к горлу… После всех ужасов, которые я видел собственными глазами, чрез (год) всех руин, человеческого горя… Сия энергичная и уверенная в себе женщина винила всех, затем Гитлера. Для нее он был святым. И сие было страшно. Я развернулся и ушел…»
Вагнер в Израиле
Как раз из-за компрометации Гитлером и косвенной причастности Вагнера к Холокосту творческий процесс композитора в Израиле бойкотируется, но сие не официальный запрет — просто община само пришло к консенсусу. Когда в фестивале в Байройте в 2011 году музыканты израильского камерного оркестра сыграли «Любимец богов-идиллию» — в целом самое «невинное» вагнеровское препарат, это вызвало огромную волну дискуссий. Одним изо немногих, кто решался исполнять произведения Вагнера был капельмейстер Даниэль Баренбойм. Сейчас в Израиле жрать как те, кто продолжает давать срок Вагнера, так и его «адвокаты», которые отнюдь не устают подчеркивать, что следует отличать (что от чего) гениальную музыку от человеконенавистнических взглядов композитора. В начале 2010 лета в стране даже появилось общество поклонников творчества Рихарда Вагнера, почему воспринимается как огромный прогресс.
Между прочим, один изо основателей политического сионизма Теодор Герцль беспримерно любил музыку Вагнера, особенно оперу «Тангейзер». То-то и есть музыкой из «Тангейзера» открывался второстепенный сионистский конгресс в Базеле в 1898 году. За вычетом сионистов, Вагнера считали своим марксисты и анархисты, символисты и оккультисты, феминистки и хоть первые борцы за права геев. Только потом появился Гитлер и все приватизировал.
В Советском Союзе Вагнера малограмотный слишком жаловали. Единственным советским городом, идеже более или менее регулярно ставили его оперы, была Гумно. Там Вагнер в свое время руководил местным оперным театром. Хотя вынужден был оттуда уйти изо кредиторов.
Между Мюнхеном и Байройтом
Вагнер мечтал о фестивале. По части его мнению, это должно было составлять доступный для широкого круга, а безвыгодный только для эстетов, как считал Ницше, модный музыкальный праздник в духе эллинизма. Сперва фестиваль планировали проводить в Мюнхене — тамо собирались и построить театр, но планам малограмотный суждено было сбыться — Вагнера изо Мюнхена выдворили. Премьер-министр писал королю: «Я считаю Рихарда Вагнера самым опасным человеком получай земле». Еще бы! Зеленый Людвиг II Баварский, которого Верлен назвал «единственным настоящим припеваючи века», был одним с первых фанатичных поклонников творчества Рихарда Вагнера, вследствие этого не жалел государственной казны для того любимого композитора. Все деньги шли в Вагнера и на сказочные замки. Людвига считали сумасшедшим, так оба его увлечения — и Вагнер, и замки, впредь до сих пор приносят немцам колоссальные дивиденды.
А еще мюнхенцам очень неважный (=маловажный) нравилось, что Вагнер открыто живет с Козимой Гофр, женой немецкого дирижера Ганса шум Бюлова. Подобное не приветствовалось. Н обручилась лишь в 1870 году, когда-никогда у них было трое общих детей. Козима, уместно, не только была для мужа помощницей, да и талантливым театральным режиссером и феноменальным администратором. Оный факт, что Байройтский фестиваль маловыгодный только выжил, но и вошел в силу впоследств смерти Рихарда Вагнера — ее поделом. Кроме того, она записала пей — не хочу сказанного мужем. Получалось что-в таком случае вроде «высказываний немецкого мудреца». Набралось счет потерян, почти миллион слов — бесценное драгоценность для изучения жизни и творчества композитора. Имеет смысл однако заметить, что при всей своей непреклонный харизме и талантах, Козима была уже большей антисемиткой, чем ее супружник.
Поэтому после того, как Мюнхен оказался к Вагнера закрыт, выбор пал держи небольшой Байройт. В Байройте Вагнер построил себя театр и виллу «Ванфрид», в нескольких шагах которой он и похоронен, хотя умер в Венеции в дворец Вендрамин (с 1946 года там игорный дом).
Первый Байройтский показ: премьера «Перстня» и кризис котлет
Первый фестиваль состоялся в Густа 1876 года. Именно после Байройта Вагнер превратился с изгоя в кумира эпохи. Правда, объединение окончании фестиваля композитор впал в депрессию. Вопреки на грандиозную рекламную кампанию и саморекламу — Вагнер и в этом месте был «первопроходцем» — долги оказались немалыми. Козима записала: «Р. печален, говорит, ась? хочет умереть!» Он инда подумывал, чтобы отказаться от проекта. Достижение его совсем не порадовал, в таком случае был очень далек от мечты о всенародном музыкальном объединении получай лоне природы.
Публика на первом Байройтском фестивале была разнообразной, так подавляющее большинство принадлежало к сливкам общества — больше 200 представителей аристократии, выдающиеся тогдашние композиторы (Брукнер, Кница, Чайковский, Сен-Санс), художники и писатели. Были и и богатые искатели приключений. Например, журналисты отметили молодых богатых американок, падких держи что-то новое, «в хроническом экстазе и с блеском в глазах», а Петряха Ильич Чайковский заметил, что посетители выглядели обеспокоенными и «как (как) будто все время что-то искали». Не хуже кого оказалось — искали котлеты, омлеты и другую пищу, которой неважный (=маловажный) хватало. Поэтому обсуждали не музыку, а еду. Особа Вагнера было везде: и на пивных кружках, и для коробках для сигар. Между прочим, план Бюлов считал, что бизнесменский гений Вагнера намного выше, нежели музыкальный.
Чем еще интересен Байройт? Тем, как именно с Байройтского фестиваля устоялась обыкновение затемнять зрительный зал. Во эра первого же спектакля «Колец нибелунга» как черт из коробочки погасли фонари, поэтому зрители сидели в полумраке и наблюдали по (по грибы) освещенной сценой. Прежде зал был скажем же хорошо освещен, как и зрелище — изысканная публика хвасталась нарядами. Претерпела изменения тоже и традиция аплодисментов — они стали никак не такими частыми — зрители должны были браться внимательнее и терпимее. Байройт имел целью освободить театральную публику на новый точка серьезности.
Первый послевоенный Байройтский фестиваль состоялся в 1951 году. Коли на то пошл на его открытии исполняли Девятую симфонию Бетховена (кумира Вагнера) лещадь руководством Фуртвенглера. Это был визжание свободы и любви в стране, избавлявшейся через наваждения нацизма. С тех пор, сие культурное мероприятие проводится ежегодно, в знак от довоенной практики. Руководит фестивалем семейство Вагнера. После войны была проделана огромная упражнение, чтобы избавиться от пронацистской устои. Поэтому нынешний фестиваль в Байройте позволяется считать вдвойне юбилейным.
Дух Вагнера и малороссиянка
Оксана Лынив в свои 43 возраст работает с ведущими оркестрами и оперными коллективами Европы. Вопреки на то, что на дворе XXI существование, дирижёрское искусство продолжает оставаться сугубо мужским делом, и ей пришлось выкарабкаться немало препятствий и предвзятого к себе взаимоотношения, чтобы доказать, что пол в этой области невыгодный играет никакого значения — важны до твой профессионализм и творческая энергия. В таком случае, что она будет дирижировать «Летучим голландцем» — оперой, которой хорошенького понемножку открываться Байройт и с которой собственно и начался Вагнер-песенник, которого мы знаем сегодня — история с географией незаурядное. И потому, что никогда вслед 145-летнюю историю этого фестиваля девушка не дирижировала оркестром, и потому буква женщина — украинка. Это большая почет. Можем радоваться и чувствовать гордость.
Однако, Байройтский фестиваль – сие не только искусство и об искусстве. Байройт — сие еще и о политике и о культуре политики. Намек того, как цивилизованное, зрелое конгломерат умеет справляться с собственными фантомами прошлого. О взаимоотношения и незыблемости традиции. О невероятном престиже высокого искусства. Об объединительной роли сего искусства. О верности немецкого политического истеблишмента устои. О консолидации.
Да, музыка Вагнера продолжает загромозжать тень на немецкую политику. Тем не менее сейчас эта тень лишена зловещей ауры и придает ей — немецкой политике — да ты что! что большую респектабельность. На протяжении всей домашние канцлерской каденции Байройт посещает Ангела Меркель, ваша правда, не как политик, а как частное рыло. И не только она. О статусе любого немецкого поведение свидетельствует тот факт, сколько билетов в Байройт он может распространить.
К сожалению, в Украине как не бывало подобных традиций. Наша политическая сливки общества, а именно она призвана задавать тональность, в том числе и культурный, очень далека через серьезного искусства. Кто из первых лиц государства систематически ходит на открытие оперного сезона, маловыгодный говоря уже о том, чтобы узнавать либретто нескольких известных опер, либо — либо же, отличать на слух, который дирижирует оркестром: Стефан Турчак alias Роман Кофман? Поэтому надеемся, словно увидим хоть кого-то с украинских политических деятелей пусть неважный (=маловажный) в украинской, а в немецкой опере — на нынешнем юбилейном Байройте, идеже испытание Вагнером будет проходить Ксанка Лынив. Несомненно, она блестяще справится со своенравным «Голландцем» и придаст музыке германского гения луч украинского шарма.
Светлана Шевцова, Кыйыв