В Мыстeцкoм aрсeнaлe в Киeвe сoстoялaсь мирoвaя прeмьeрa aрxeoлoгичeскoй oпeры «Чeрнoбыльдoрф»
Рeжиссeрaми пoстaпoкaлиптичeскoгo oпeрнoгo тeaтрa стaли кoмпoзитoры фoрмaции NOVA OPERA Рoмaн Григoрив и Люня Рaзумeйкo, извeстныe свoими нeoжидaнными и пoтрясaющими xудoжeствeнными прoeктaми: oпeрa-рeквиeм «ИOВ», oпeрa-aнтиутoпия GAZ, футуристичeскaя oпeрa «Aэрoфoния», oпeрa-шапито «Вaвилoн».
Нa этoт рaз пoдряд, в пoслeдний дeнь oктября и в пeрвый дeнь нoября, пoд высoчeнными свoдaми oднoй изо гaлeрeй Мыстeцкoгo Aрсeнaлa пeрeд нeмнoгoчислeнными (с-зa кaрaнтинныx oгрaничeний) зритeлями, рaссaжeными aмфитeaтрoм, oжилo и выдoxнулo чeлoвeчeскими/нeчeлoвeчeскими гoлoсaми синтeтичeскoe кружeвo нaшeгo будущeгo мирa. Пeрсoнaжи xимeрнoгo и вeличeствeннoгo дeйствa выжили пoслe aпoкaлипсисa, нo пoлнoстью пoтeряли истoричeскую пaмять.
Нaзвaниe «Чeрнoбыльдoрф» – сoчeтaниe тoпoнимoв Чeрнoбыль и Цвeнтeндoрф (aвстрийский гoрoд, гдe в 1978 гoду дoлжны были ввeсти в дeйствиe aтoмную стaнцию, oднaкo с-зa мaссoвыx прoтeстoв экoлoгoв и нaциoнaльнoгo рeфeрeндумa ee тaк и нe зaпустили, прeврaтив в тexнoлoгичeский музeй 70-x гoдoв).
Этo мнoгoурoвнeвый культурoлoгичeский прoeкт, кoтoрый oбъeдиняeт живую oпeру, виртуaльную рeaльнoсть, aнтрoпoлoгичeский музeй и Научно-исследовательский институт исслeдoвaния Чeрнoбыльдoрфскoй культуры.
Сeмь мaгичeскиx нoвeлл-рaзмышлeний oб oбщeствe, кoтoрoe кoгдa-тo мoжeт рoдиться нa oблoмкax нaшeй цивилизaции. Oрфeй и Эвридикa в испoлнeнии рeaльнoгo пoэтa Юрия Издрыкa и виртуaльнoй (в дaннoм случae) aвстрийскoй aктрисы Aнн Бeннeнт, кoтoрaя пoявляeтся в oпeрe в видe aвaтaрa. Сoчeтaниe кинo, xoрeoгрaфии, пeрфoрмaнсa и oпeрнoгo и древнеукраинского пения (в опере престижно одна из древнейших аутентичных песен времен Киевской Руси, подина которую наши предки водили хороводы). Бери больших экранах – видеотрансляция, герои которой оживают бери сцене.
В проекте участвуют уникальный владелец чернобыльской традиции пения Алексей Русак, актриса и певица Маричка Штырбулова, солисты формации Nova Opera: Нюня Кирш, Марьяна Головко, Андрей Кошман, Русланчик Кирш и Андрей Надольский, мультиинструменталист Гоша Завгородний, танцовщица Мария Потапенко.
«Безвыездно началось год назад – от случая к случаю мы впервые попали в маленький городок Цвентендорф, в котором расположена законсервированная атомная выпрямитель, которую я называю «непорочной», ввиду этого что она чистая, свежая, покрашенная», – рассказала ми о зарождении этого полистилистического художественного проекта его сопродюсер Ольга Дятел.
Вот именно тогда, в фолиант тихом месте, в головах креативной творческой команды возникла соображение подумать над утопической цвентендорфской историей и историей нашего Чернобыля, и всмотреться на них в разных аспектах.
В таком случае есть, "Чернобыльдорф" безлюдный (=малолюдный) совсем о Чернобыле (как может прорасти из названия), а скорее о видении будущего держи примере этих утопической и антиутопической историй.
«Сие такая глобальная и очень масштабная усилие, которая включает много параллельных процессов, начиная через антропологического музея и заканчивая виртуальной археологической оперой. Буква опера кардинально не похожа сверху те, которые мы создавали дотоле. Для оперы «ИОВ», хоть бы, мы препарировали рояль, а в постановке «Чернобыльдорф» автор этих строк препарируем даже музыку Баха. Симпатия бы сам себя не узнал! У нас несть обработанных и интегрированных музыкальных цитат изо Баха, из Лысенко, из фольклорной аутентичной украинской музыки», – объяснил контрапунктист и режиссер проекта Роман Григорив.
«Для нас обеих (Григорива и Разумейко – ред.) – сие режиссерский дебют. Как композиторы ты да я всегда работаем в тандеме, и это первая наша произведение без режиссера. Трудно делать трендец, но у нас большая команда, лишенный чего которой мы бы абсолютно приставки не- справились.
Понятно, что из-после карантинных ограничений существенно сократилось метраж зрителей, но, как ни по-чу звучало бы для творческой формации, пункт сыграл фундаментальную роль в создании проекта. Постоянно это время мы занимались творчеством, ибо что отключились от привычной жизни, стали «асоциальными», же гипертворческими», – признался в положительных, в случае если можно так выразиться, моментах карантина Григорив.
В постановке используется вдоволь необычных инструментов: например, уникальное алгоритмическое фортепиано, созданное австрийским изобретателем Винфридом Ритчем, в первый раз представленное на Венецианской биеннале в 2004 году. Таких в мире всего ((и) делов семь. Также специально для проекта была создана постапокалиптическая ударная прибор, на сцену вернулся струномобиль, некоторый действовал в опере «Вавилон».
Мультиинструменталист Игорёк Завгородний играет на старинных и новейших музыкальных инструментах: цимбалах, гуслях, флейте, зурне и морин хуури (двуструнном монгольском инструменте).
«Пишущий эти строки используем микротональную бандуру, микротональные чанг, играем на них смычком, отрывисто и различными другими средствами. Еще вкушать гитара, аккордеоны, баяны, свирель – бешено широкая палитра, в том числе и духовых инструментов. В первый раз за все наши постановки опер автор этих строк не используем контрабас и виолончель. Наша сестра используем всевозможные микроинструменты, потому по какой причине для нас важную роль играет тактика звукоизвлечения – для этой оперы способы жуть разные, начиная от катания железка до звука пружины», – рассказал мелодист.
Помню, как солистка музыкальной формации "NOVA OPERA" — хрупкая красивая с невероятным голосом Марьяна Головко признавалась ми в прошлом году после премьеры оперы-антиутопии «GAZ», почто уже просто невозможно петь крепче, выше, лучше и необычнее. Но, действительно, все не так! Григорив и Разумейко придумали, намного оперным певцам двигаться дальше.
– Как всегда, нам работалось курьезно и местами непросто, — говорит со временем выступления Марьяна. – Это вечно вызов и мы (вокалисты) его принимаем, только потом реально тяжелые репетиции-поиски. Фактически невозможно сразу найти тот топот, который именно сейчас заложен в голове композитора, тот или другой он слышит, который он себя придумал, а ты, как репродуктор, следует) что-то сделать это воспроизвести!
— Пришлось углубиться в составленный ими чернобыльдорфский мир для того, с намерением найти эти звуки?
— Гораздо отпустило превращать свое пение в пение будущих людей, порой ты немножечко представляешь себя человеком будущего. Человеком, родившимся в новом мире, же мире, в котором еще не существовало песен, а был в какие-нибудь полгода голос. И этот голос может происходить за эмоцией. А когда ты идешь вслед эмоцией, то получается – рев, стон, шипение, вздохи – больно разные звуковые воспроизведения. Но может выйти и пение.
Если ты не знаешь, ни дать ни взять было до этого, то твоя милость создаешь новое, а создавать новое интереснее, нежели повторять или переделывать старое. Вишь этим мы и занимались – пытались въехать наших композиторов и обратиться к своим первобытным состояниям. Сие очень интересный опыт — прикоснуться к истории, которую ребята нашли у себя в сознании и увидели такого порядка мир», – рассказала Марианна Головко.
То, что опера «Чернобыльдорф» необычна на зрителей, уже абсолютно понятно, а вона чем конкретно она необычна к самих вокалистов, я расспросила у солиста, баритона Андрея Кошмана.
— Исполнители активно используют и горловое псалмопение, и даже технику, когда вы поете нате вдохе, то есть, не выдыхаете климат, а наоборот, как пылесос затягиваете его в себя! И на самом деле вся ария построена на экий технике. Поэтому для вокалистов было по-над чем поработать.
Есть интересные моменты и с точки зрения гармонии, и с точки зрения драматургии – всё-таки эти телесности произведения, например. При всем при том произведение — довольно детализированное и тщательно выстроенное, однако для рядового зрителя, наверное, никак не все будет понятно, если симпатия не прочитает либретто, рассказал оперный козлодер.
Кошман советует зрителям прочитать план перед тем, как смотреть «Чернобыльдорф», вот что это откроет гораздо с хвостиком смысловых слоев, до которых долететь самому, наверное, невозможно.
Одну с ролей в опере исполняет известный малороссийский поэт Юрий Издрык. Он играет Орфея. «Ми нравится то, что эта дело одновременно и центральная, и эпизодическая. Очень короткое сценическое век, что меня устраивает. В опере звучат мои стишата, написанные специально для австрийской актрисы Анн Беннент, симпатия должна была бы приехать, да, к сожалению, из-за карантина ни плошки не получается.
А затем того, монолог Орфея, который я буду говорить, тоже пришлось написать самому. Ми предлагали читать что-то получи итальянском языке, но поскольку я итальянского языка безлюдный (=малолюдный) знаю, то пришлось написать характерный монолог», – рассказал бард.
Издрык вместе с "NOVA OPERA" — уж в 4-м проекте. Говорит, что любит их нечеловечески, потому что они гениальны.
«Сие такой очень странный пример маловыгодный иерархического, а сетевого контакта, потому почему они все солисты, все харизматы, до сего времени гении – здесь никакой иерархии являться не может. Здесь – неистовое перетекание струй энергии, и присутствовать в этом поле – уже удовольствие.
Я думаю, что они и собираются сообща для того, чтобы иметь потенциальность поиграть с музыкантами своего уровня, и в этой коллаборации вечно получается что-то неожиданное, неистовое. В сущности, монолог я написал после одной с репетиций, когда здесь сидел, слушал и меня накрыло этой вокальной волной», – говорит некто.
Господин Издрык шутит, что бюрократически его пригласили, потому что некто чернобылец, ликвидатор, а опера имеет расположение к Чернобыльским событиям, но – безлюдный (=малолюдный) был бы он чернобыльцем, так все равно попал бы семо. "Это все эксперимент. Ми интересно в этом участвовать, это жестко, очень круто", – говорит авангардист.
— А до знакомства с "NOVA OPERA" у вам были отношения с музыкой, потому ровно я вас, например, больше как поэта знаю?
— Я свою заметность никак не переоцениваю, она такая специфическая, только музыкой я всю жизнь занимался (смеется). Окончил музыкальную школу числом классу виолончели. В институте играл в судьбина-группе на клавишах, и так всю житье-бытье преимущественно на клавишах – еще 10 лет существует хип-хоповая категория «DRUMТИАТР», я и Грицько Семенчук создали разэтакий музыкально-поэтический проект.
Стараюсь по всем углам успеть, вот сейчас еще снимаюсь в фильме Ирины Цилык. Я и когда-то эпизодически снимался, и в клипах каких-так, даже в каком-то фильме, тот или другой, кажется так до конца и приставки не- довели. Это какие-то эпизодические попадания в смежные планы на будущее искусства. Я во всех сферах, условно говоря (смеется).
— Короче, не преуменьшайте свою популярность!
— Сие такая сетевая популярность, которая в своем «фейсбучном» пузыре, может, к тому же затрагивает несколько десятков моих поклонников изо более ранних лет, кто до сего часа помнит, что я прозу вообще-в таком случае писал.
Если уж брать какие-ведь формальные иерархии, то Жадан у нас штука один как был, так в последние годы и остается. Некто – такой трибун, Чегевара украинской поэзии, симпатия способен собирать стадионы.
Мне но все время нужно акцентировать, чего я не считаю свою поэзию поэзией высокого сорта. Сие нормальная, хорошо сделанная поэзия зрелого писателя, владеющего словом сказать. Но если брать мои поэтические предпочтения, в таком случае бесспорно — я предпочитаю Жадана, Андруховича, Калитко, Катю Бабкину, Елену Крук. У нас чудесная украинская искусство, в отличие от остальных видов искусства. Вследствие этого тут есть с кем конкурировать.
— Римлянин Григорив сказал, что карантин важно повлиял на его творчество в позитивном понимании. А далеко не задел ли вас "всеобщий кризис"?
— На меня сие очень повлияло, просто прибило. Особенно в первые 2 месяца карантина, я нетрудно не находил себе места. Благодаря этому что, по-моему, — сие пример идиократии и краха мировых элит. Так, что сейчас происходит в мире, ми в голове не укладывается! Я, честно говоря, безграмотный ожидал, что доживу до такого. Вирус тогда ни при чем, он существует, ходит, распространяется, и род (человеческий от него даже умирают. Хотя то, как реагирует на сие наш так называемый глобальный космос, это просто катастрофа!
В начале этой истерии я даже если говорил, что не хочу в сие ваше будущее. Меня уже в социализм вели, теперь тоже ручное правление миром началось, я уже этого насмотрелся…
— Вскакивание оперы "Чернобыльдорф" аккурат в этом аномальном 2020 году является знаковым?
— Ребята поставили раньше собой на этот раз беда амбициозную задачу – это антиутопия либо — либо постапокалиптика. Это мир, который ажно не строится, а по крупицам собирается с обломков старого мира, старой цивилизации, старой культуры.
Тогда еще нет ни музыки, ни болтология, ни ритма. Все, что происходит получай протяжении спектакля, это, по сути, поиски человеком каких-ведь клочков старой цивилизации и попытки с этого слепить что-то новое. Фольк, какой-либо здесь звучит, — это (коренным хтонические энергии, в которых ощутимо что-нибудь-то очень дикое, нечеловеческое, — говорит арион.
Стиль созданных для оперы костюмов Издрык назвал "антифутуристический минималистический этнокиберпанк", и самочки их автор – художница Катя Маркуш — сполна согласна с таким определением.
В целях создания образов она использовала куски дерева, хлеб индустрии, пластик, лен, полиэтилен, даже части музыкальных инструментов, в частности в таком держи сцену выйдет Орфей-Издрык.
— Катя, вас надо было одеть людей будущего, которые забыли свое давние времена. С чего вы начинали? От что отталкивались, представляя их наряды?
— Первее всего всего у ребят появилась идея точка относительно применения электронных плат — (то) есть такой странный отголосок техногенного таблица, который погубили новые люди. В их памяти уж нет воспоминаний, что это и леший) это было, поэтому они рассматривают плату в духе совершенно новый объект и используют аспидски странным образом – максимально несерьезно! Они делают из нее божество, тотем – монтируют в головные уборы, вживляют в этносорочки держи места, которые когда-то (человеческое украшали вышивкой. Возле этой платы "танцуют" безмерно много танцев, она даже вмонтирована в порченный иконостас.
(Кстати, добавлю, что электронные платы, не принимая во внимание перечисленного декоративного применения, участвуют и в создании музыки – конкретнее, в звукоизвлечении – создают дополнительные вибрационные волны).
Маркуш рассказала, подобно как, в частности, много времени ушло нате создание главного атрибута божественности – антифутуристические шлемы-короны с металла и микросхемных плат.
А передовой убор чернобыльдорфской женщины изготовлен изо фортепианных клавиш. (Это именно тёта клавиши, которые уцелели из оперы GAZ, идеже исполнители, изображая конец системы, вчистую разбили фортепиано!).
То есть, герои используют материалы, которые находят получи и распишись «обломках цивилизации», материалы, которые нет-нет да и-то были сверхважными, продуцировались в бесконечном количестве, а без дальних разговоров используются людьми, которые пришли сверху эту территорию, по-своему, – продолжила поверять художница.
— А почему вы одели мужчин в платья?
— Тут. Ant. там прямая отсылка к древнегреческому театру. Возлюбленный присутствует и в базисе самой оперы, и до некоторой сте появляется все время – начиная с рассадки зрителей амфитеатром и до моментов, как-нибуд мы видим мужчин, одетых сиречь женщин.
Солисты Новой Оперы равно как исполняют свои арии в барочных платьях, и сие прямая отсылка к греческому театру.
Так есть еще один момент в отношении мужчин в женском наряде – чернобыльдорфцы преподносят и воспевают машина женщины и ее тоталитарное матриархатное влияние. Ant. слабость. Поэтому, когда мы наблюдаем сцену свадьбы, ведь видим, что он одет пунктуально так же, как и она.
Женское сословие у нас верховные божества – после этого есть две богини Электра и Муза, которые символизируют энергию женской матриархальной силы, – говорит коллажистка.
Внешний вид богинь (Кристина Слободянюк и Манюся Потапенко) – это перетекание одного образа в кто-то другой, который не является константой, а безумно органично вливается в сюжеты новелл и становится их неотъемлемой в некоторой свое, при этом лишь одним элементом изменяя (дополняя) нестандартный образ. На самом деле, их непосредственный костюм – это обнаженное гарполит. В видео мы видим фрагменты, идеже они работают совершенно голыми, изо одежды — только шлемы-короны якобы символ их божественности. Затем они добавляют согласно одному элементу наряда и в завершении оперы пред нами – уже совсем не тот, трансформированный образ.
Так же и солисты Новой Оперы, отработав п драмы, из абсолютного пафоса и пышных барочных золотых нарядов переодеваются в целиком и полностью противоположные – черные рясы.
Маркуш приставки не- только сделала костюмы для чернобыльдорфцев, возлюбленная также автор сценографии. Восторженно говорит, подобно как по подходах, работе с материалом и людьми – сие самое безумное, в чем она принимала внимательность.
Актриса и певица Маричка Штырбулова вовлечена в оперу всеми своими талантами: статья ее работы касается аутентичного фольклорного пения, которое ужас интересно и правильно легло в этой опере, другая отрезок – актерская – она играет в нескольких новеллах, в томишко числе и в упомянутой новелле о свадьбе.
Же у нее есть еще один призрак – маленькая девочка с аккордеоном.
"Буква новелла довольно простая и человеческая, знакомая во всем, но надеюсь, что этим возлюбленная и трогательная. Моя героиня — девочка, которая в этом постсообществе без- может найти хоть кого-нибудь, кто именно бы говорил на ее языке. Возлюбленная сама не до конца понимает, возлюбленная говорит странными звуками на каких-ведь высоких частотах и в конце концов возлюбленная встречает человека со странным инструментом — и они находят сплошной язык.
Сюда же вплетается украинская древняя песенка в виде бэкграунда, который остался бери подсознании даже после многочисленных катастроф.
Буква новелла завершается тем, что хлопец, с которым они встретились, исчезает. Сие был словно сон, звучит соул Баха, есть аккордеон и маленькая женщина, вот так как-то…», — рассказала Штырбулова.
"У меня для днях появилось такое ощущение, ась? какая-то особенная в этом проглатывать краска, в том, что она выпускается а именно в этом 2020-м году.
Я репетировала и думала: сие так странно, полгода назад я сидела в квартире и в не понятно было – придется ли исчерпаться на сцену и когда. И хотя самоё идея оперы «Чернобыльдорф» возникла покамест задолго до карантина, мне похоже – очень правильно, что симпатия сейчас выходит. Это как ореол, это ощущение и тревоги, мне если угодно, сейчас оно присутствует, и нам питаться над чем поразмыслить», – делится самобытная травести.
Проект создан при поддержке Украинского культурного фонда и Европейского Союза соответственно программе «Дом Европы». Соорганизатор — Мыстецкий батарея.
Общий бюджет составил около 2 миллионов гривен. Сие вроде и большие деньги, но сие год работы команды, примерно 50 героев, и по словам продюсера Ольги Дурак, эти средства полноценно не оплачивают ту полную запутанность, которую они все вложили в чтение.
— Возможно ли "отбить" заложенные капитал? — спрашиваю.
— Чтобы «наточить», для этого нужно совершать очень дорогие билеты, а покупательная гений у нас такая, какая есть… Буде посмотреть на зарубежные театры, так они либо финансируются государством, либо у них регистр филантропов, которые постоянно инвестируют в них. Таким культурным продуктам самим сообразно себе сложно быть окупаемыми.
— В таком случае, какова дальнейшая кому суждено оперы? Два дня показали, а в будущем что?
— «Чернобыльдорф» – сие не только опера, это набитый мир, который формировался, начиная через археологических экспедиций, создания страницы в Фейсбуке (которая последовательно рассказывала концепцию и содержала отдельные фрагменты), создания чернобыльдорфского музея, и заканчивая оперой. Видео, которые наш брат снимали в экспедициях в Чернобыльской зоне, держи Каховском водохранилище, вблизи Кривого Панты, вошли в спектакль и продолжат существовать в виртуальной реальности сверху сайте.
У «Чернобыльдорфа» без- репертуарный формат, это художественный вредительство, поэтому у подобных культурных продуктов – один или два сценариев существования: либо он показывается однократно (такое также бывает), либо дальше путешествует ровно по украинским и международным фестивалям, – рассказала ми продюсер.
Боюсь загадывать, но счастье новой оперы, вероятно, будет богатой получи и распишись путешествия по миру – это) (же) (самое) время известно, что в 2022 году ее покажут в Вене, в свою очередь необычным археологическим проектом уже заинтересовались в Роттердаме и Венеции.
А сделано в ближайшие дни зрители, которые безграмотный были в Мыстецком арсенале на премьере (и им жизнь не мила представить – о чем я здесь эдак долго и увлеченно пишу), смогут усмотреть видеоверсию «Чернобыльдорфа» и обмакнуться в отдельный мир, в котором переплетены возможность и видение того, как эту действительность смогут для себя объяснить и поднимать из руин те, кто придет после нас. Ответов малограмотный ждите, у каждого они будут приманка.
Любовь Базив. Киев
Фото Геннадия Минченко, Артема Галкина и Анастасии Мантач