Выбoр мeжду личным и oбщeствeнным, мeжду вeрнoстью призвaнию и дoлгoм пeрeд близкими oстaeтся aктуaльным всeгдa
В злoпoлучнoм 2020-м Docudays UA стaли пeрвым укрaинским (и oдним с пeрвыx в мирe) кинoфeстивaлeм, из-зa пaндeмии кoвидa прoвeдённым в oнлaйн-рeжимe. Срeди вoцaрившeйся в кинoсooбщeствe рaстeряннoсти и уныния кoмaндa «Дoкудeйзoв» сумeлa oцeнить и прeвoсxoднo рeaлизoвaть прeимущeствa фoрмaтa, прeждe нe пoльзoвaвшeгoся пoпулярнoстью в oтeчeствeнныx крaяx. В этoм гoду фeстивaль дoлжeн был прoйти в гибриднoм фoрмaтe. Прeдпoлaгaлoсь, чтo пoтрёпaнныe, нo нeпoкoлeбимыe пoлки укрaинскиx кинoмaнoв смoгут знaкoмиться с пoвeстью бeсчeлoвeчныx и крoвaвыx дeл, с прoявлeниями сaмooтвeржeннoсти и стoйкoсти, с пoдчaс oшeлoмляющими, пoдчaс прoстo oгoрчитeльными рeзультaтaми чувствeнныx и твoрчeскиx пoрывoв в излoжeнии лучшиx дoкумeнтaлистoв сoврeмeннoсти и в зaлax кинoтeaтрa «Жoвтeнь», и в тaинствeнныx извивax цифрoвoгo эфирa.
Увы и ах, зa нeдeлю дo стaртa 18-гo фeстивaля документального киноискусство о правах человека Docudays UA вступили в силу новые карантинные ограничения, лишившие завсегдатаев мероприятия в такой мере дорогой атмосферы кинотеатральных смотров, коридорной полемики и напряжённости выбора средь различными картинами, чьи сеансы проходят в одно и в таком случае же время. Показы «Докудейзов» вот второй раз прошли исключительно получи фестивальной платформе Docuspace.
Судя согласно сетевым обсуждениям, свойственная онлайн-фестивалям привольность просмотра остаётся достаточно тяжёлым бременем, потому как создаёт для значительной части аудитории невзгоды того же характера, что жатва фрилансера. Подобно тому, как многим изо нас, избавленным от гнёта офисного режима, грузно заставить себя в домашних условиях приводить в исполнение работу с должной усидчивостью, не отвлекаясь держи соблазны кухни и соцсетей, иным зрителям оказалось каверзно заставить себя выстроить собственный, без- структурированный жёстким кинотеатральным расписанием, табуляграмма просмотров. Оставшиеся ограничения (конкурсные фильмы «Докудейзов» становились доступными не сразу, с определённой даты, короткометражки из программы любительских шотландских и украинских работ демонстрировались лишь в определённые дни, просмотр каждой картины никуда не денешься было закончить в течение 4-х часов) точнее дезориентировали, как блуждающие огоньки в туманном лесу и торчащие в самом неподходящем месте коряги, нежели выступали проводниками, способными, властно ухватив из-за руку, протащить тебя сквозь гуща и сплетения тропок твоей зрительской лени и неизменных колебаний посерединке десятками столь разнообразных по тематике фильмов.
Тетька же киноманы, которые успешно сумели обернуть свои кабинеты и спальни в фестивальные кинозалы, могли прийти к убеждению, что, при упомянутом выше разнообразии, фильмы Docudays-2021 стали выразительным отражением испытаний, принесённых годом ковида. Возле этом картин, посвящённых собственно пандемии, было отнюдь немного (среди них следует зафиксировать «76 дней» Хао Ву и Вэйси Чена с программы «Полное выздоровление?», героическую хронику трудов и дней медиков изо уханьской больницы). Однако многие фильмы свидетельствовали, словно иные из нас и без медицинского катаклизма сталкиваются с изоляцией, виртуальной отчуждённостью, вынужденным уходом – тож добровольным бегством – от привычных занятий и упорядоченного быта. Неизвестно зачем, герои ленты Семёна Мозгового «Лучший из Бонневилля», получившей дипломы жюри национального конкурса и студенческого жюри – инженеры-механики и энтузиасты мотоспорта, всё (до последней копейки свой досуг, все силы и имущество вкладывают в, казалось бы, совершенно бесполезное торговля: модификацию мотоцикла «иж» 1951-го возраст выпуска. С этим созданным во век культа личности транспортным средством они отправляются получи и распишись главную мировую площадку установления скоростных рекордов, высохшее соляное озерко Бонневилль в американской Юте – и получают вожделенную писание в книге рекордов за достижение 139-ти км/ч в классе винтажных мотоциклов.
Американская мечтание героев, даже будучи достигнутой, оставляет чувство щемящей грусти, усиленное искусно созданной авторами поэтичной атмосферой. Обыкновенный за океаном рекорд не достигает даже если показателей советских времён (попросту безлюдный (=малолюдный) зафиксированных в международных реестрах), и поздравительное застольное призыв старого киевского мотогонщика, «ваша сестра показали американцам, как ездить получи «иже»!», важно как ирония. Для одного но из энтузиастов «ижа» случай с Бонневиллем оказывается лишь отправной точкой исполнение) завоевания Америки – простившись с товарищем, спирт устраивается в местную автомастерскую, общаясь с соотечественниками ровно по видеосвязи из собственного уютного домика.
Болезненная во (избежание современной украинской реальности тема эмиграции возникает и в картине «Май вдаль, май добре» Анны Ярошевич, ставшей лауреатом премии им. Андрея Матросова, вручаемой организаторами фестиваля. После этого, впрочем, центральный персонаж следует в обратном направлении – новожен немец, оставив офис в преуспевающей отцовской фирме, перебирается в Карпаты, затем) чтоб(ы) разводить водяных буйволов. Вслед вслед ним отправляется красавица-немка с двумя детьми, с тем чтобы, деля с героем радости и заботы, ухаживая следовать буйволами, пытаясь приводить в порядок уклад, творя за обедом благодарственную молитву карпатскому солнцу и земле – в который-нибудь-то момент обнаружить, что её возлюбленному, сообразно сути, не нужна ни возлюбленная, ни дети, а нужны ему исключительно буйволы и Карпаты. Образ героя примечателен не хуже кого пример человека, для которого эрос постепенно превращается в профессию и смысл жизни, за которого он без сожалений будь по-вашему жертвовать и комфортом, желанным для других, и чувствами окружающих.
Схожим характером, столько подходящим для времён социальной изоляции и экономического кризиса, обладает сцевола фильма Андрея Лисецкого «Суша Ивана», одержавшего победу в национальном конкурсе. Тем не менее, художнику Ивану Приходько не надобно жертвовать ничьими чувствами. В своём домике нате отшибе села он живёт натуральным хозяйством неразлучно с собакой, кошкой и курицей, иногда ездит в столица, чтобы попытаться сбыть свои картины и деревянные поделки, обменивается подарками с Анатолием Криволапом и выставляется в «Мистецькому Арсеналі». Вопреки на приверженность ридноверским чудачествам (Самсона возлюбленный называет язычником, Святого Николая объявляет принадлежностью имперской пропаганды), кирка представляется идеальным воплощением творческой обида благодаря своей самодостаточности – возле всём внимании столичной богемы, Приходько едва-едва ли нуждается в лучшей компании, нежели его животные, и в большем счастье, нежели возможность украшать холст и стены рождёнными его фантазией цветами, птицами и быками.
Похоже, ещё более обаятельный образ художника представлен в фильме «Басня о коньке» Уляны Осовской и Дениса Страшного. Управляющий Украинского культурного центра в Таллинне, властитель местной греко-католической церковной общины и заводитель школы давних ремёсел и искусств Тося Лютюк ездит с гуманитарными грузами в прифронтовые города Донецкой и Луганской области. Выполняя свою миссию христианского подвижника и гражданского активиста, победитель находит в своих странствиях по обезлюдевшим сёлам и военным госпиталям наитие (Св. Духа) для творчества, отыскивая в разговорах с бойцами, волонтёрами и местными жителями истории о животных, ставших невольными участниками боевых действий, их жертвами и героями. Коты и зайцы, оповещавшие о начале обстрела, шарик, закрывший хозяина своим телом, штучка, вещим криком предупредившая самого Лютюка о растяжке – становятся персонажами выполненной согласно старинным монастырским технологиям книги, воплощающей уверенность своего автора о единстве человека с другими Божьими творениями, о пар любви и самоотверженности в конечном счёте одерживать фордек над жестокостью и глупостью.
Восток Украины является одним с основных мест действия и украинского фильма-участника международного конкурса, ленты Алины Горловый «Этот дождь никогда безвыгодный прекратится», получившей награду канала «Current Time». Рой юноши Андрея Сулеймана покидает охваченную войной Сирию, родину его отца-курда, пусть найти убежище в Луганске, где родилась его мама – и попадает из огня алло в полымя. После нового бегства Андреич отправляется в зону боевых действий, став волонтёром Красного креста. Состояние в украинской зоне боевых действий чередуется во (избежание героя с поездками в Берлин, где женится его братишка, с встречами с родственниками, живущими в лагере с целью беженцев в Ираке, и с попытками пробраться в родные края. Черновато-белая палитра, строгая и вместе с тем величественная творческий почерк съёмки придают повествованию характер притчи, странствия героя по мнению странам и континентам предстают олицетворением драматического круговорота человеческой истории, в котором военные парады рифмуются с прайдами, выступления фольклорных ансамблей – с танцами для свадебном торжестве, а земля, выжженная войной, как лишается государственной принадлежности: снятые в иракском и сирийском Курдистане аппарат неотличимы от донбасских просторов, жители курдских лагерей для беженцев точно (бы) сливаются с переселенцами из Луганска и Донецка. Выплеснутый в название дождь выступает метафорой неизменных бедствий, которые мамона, жестокость и вера в нелепые и кровожадные мифы обрушивают возьми нас в каждую эпоху и в любой точке земного шара. Ощущеньице неизбывной бесприютности усиливает принадлежность центрального персонажа и его разорванной средь несколькими странами семьи к народу сверх собственного государства, для которого высшие круги являются не защитниками, а лютыми гонителями. Дружно с тем, картина Горловой утверждает значимость родственной поддержки и общечеловеческой солидарности, преодолевающей, устраняющей преграды государственных границ и культурных различий.
Одним изо триумфаторов международного конкурса стала до сего часа одна картина о боевых действиях, в которой монохромное карточка практически стирает национальные особенности городов и селений. Быть этом в фильме француженки Элеонор Вебер «А ночи сделано больше не будет», получившей выигрыш зрительских симпатий и диплом жюри международного конкурса, образный ряд выстроен не талантливым оператором, а тепловизионными камерами наблюдения боевых вертолётов, чьи съёмки безграмотный только заведомо лишены художественных достоинств, хотя и будто призваны предельно обезличить, дегуманизировать тутти, попадающее в их поле зрения. Журнал лётчиков, патрулирующих просторы Афганистана и Ирака и периодично пускающих в ход ракеты и пулемёты, порнограф комментирует, вставляя замечания согласившегося выйти её консультантом «пилота Пьера В.». Картину Вебер не возбраняется назвать одним из наиболее необычных произведений о войне, осмыслением современного способа ведения боевых действий, от времени до времени столь напоминающего компьютерную игру – только лишь гораздо менее яркую и реалистичную, нежели любой шутер. В представленном на экране черновато-белом мире нарушенных перспектив стальной путь неотличима от моря, грабли – ото автомата Калашникова, люди гораздо в большинстве случаев похожи на бездушных компьютерных ботов, нежели персонажи «Counter-Strike», а их подавление снарядами и бомбами не сопровождает грохот стрельбы и взрывов. Зрителю, оценивающему поведение пилотов лишь по представленному изображению, кроме всякого представления о боевом контексте, точно влитой сидит воспринимать их с той же враждебной предубеждённостью, которую способны явить по отношению к наблюдаемым они самочки, впрочем, без трагических последствий что-то печально известного «сопутствующего убийства», расстрела американскими вертолётчиками гражданских в Багдаде в 2007-м году. Единодушно с тем фильм, благодаря участию военного эксперта, раскрывает и чувство пилотов с их изматывающим смешением ожидания, нетерпения и страха ошибки.
Победу в правозащитном конкурсе «RIGHTS NOW!» одержала хаз датчанки Тани Воль Сьоренсен «Колумбийская династия», подтверждающая справедливость фразы персонажа «Кавказского мелового круга» Бертольда Брехта: «Партизанщина закончилась – бойтесь мира». Фотофильм посвящён ситуации, сложившейся в Колумбии чрез (год) заключения перемирия между правительством и бойцами ФАРК, завершившего сильнее чем полувековое противостояние. Объявленные боевые образ действий сменяются мучительным процессом социализации сложивших булава боевиков, многие из которых провели в герилье большую кусок жизни, и новым переделом земельных участков, частенько больше похожим на теракты. Сотни гражданских активистов, борющихся ради права простых колумбийцев, становятся жертвами убийств со стороны новых феодалов. Главная ниоба, вдова видного полевого командира ФАРК, не сегодня-завтра пережившая насилие со стороны участников проправительственных парамилитарных формирований, отстаивает горизонт бедных селян в отдалённых уголках страны, в будущем описанных Гарсиа Маркесом фразой «после этого могут убить кого угодно, в всякий кому только не лень момент и по любой причине». Её доченка, живущая в Мексике, пытается уговорить её отказать родину и безнадёжное дело, не принёсшее семье ни плошки, кроме страданий, и, не будучи способной уберечь соотечественников, спасти хотя бы себя саму.
Альтернатива между личным и общественным, между верностью профессиональному призванию и долгом накануне близкими, между страхом и надеждой, (как) будто свидетельствуют фильмы 18-го фестиваля Docudays UA, остаётся актуальным в что ни придется время и при любом государственном режиме. Превратности а пандемии, как показывает само сопровождение фестиваля, убеждают, что «аналоговая» сон и виртуальное пространство не соперничают, а дополняют друзья-приятели друга, сплетаясь в неразделимое целое – а-ля реальности и искусству.
Александр Гусев. Каменные Горы
Фото: Docudays UA