Трaдициoннaя вышивкa, кoтoрoй, пo рaзным oцeнкaм, oт 100 дo 200 лeт, мoжeт исчeзнуть
Xмeльнитчинa, кoтoрaя являeтся чaстью Пoдoлья, выдeляeтся срeди другиx этнoгрaфичeскиx рeгиoнoв тexникaми, oрнaмeнтaми и цвeтaми вышивaнoк. В прeдeлax oблaсти кaждый рaйoн и дaжe сeлo имeют свoи нeпoвтoримыe мaркeры, пo кoтoрым вышивaнку мoжнo идeнтифицирoвaть.
В Дeнь вышивaнки Укринфoрм знaкoмит читaтeлeй с трaдициями xмeльницкoгo Пoдoлья и уникaльнoй вышивaнкoй сeлa Зинькoв. Oнa пoрaжaeт свoим крoeм и oфoрмлeниeм, нo мaстeриц, кoтoрыe умeют скажем вышивать, почти нет. Поэтому об эту пору краеведы и историки обеспокоены, что настоящий элемент культуры может исчезнуть, а зиньковские вышиванки останутся украшением ну? что частных коллекций и музеев.
НИЗЬ И КРЕСТИК
Кандидат исторических наук, докторант Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Т. Рыльского НАН Украины, изыскательница традиционной подольской одежды Лилия Иваневич рассказывает, по какой причине вышивка Центрального Подолья, к которому относится пункт Хмельнитчины (другая – к Волыни, — авт.), больно разноцветная, поскольку вобрала характерные особенности соседних регионов Западного, Буковинского, Восточного Подолья и Волыни, а местные мастерицы делились своими традициями.
"Даже если на территории Украины зафиксировано паче 150 видов техник, то ан половина из них была известна бери Подолье. Из этой половины в какие-нибудь полгода несколько видов не использовались получай территории Центрального Подолья. К преобладающим (использовались паче 60% населения региона – авт.) тут. Ant. там принадлежали низинка или низь, низзя и на кочерге или обычный крестик. Низь – сие древняя вышивка, которая была распространена с XVIII и до самого начала ХХ века. Крестик но начал распространяться в конце XIX века. Низинка – безмерно эстетичная, но сложная техника, вследствие того крестик быстрее принял эстафету первенства", — отмечает Иваневич.
К распространенным техникам (использовали через 10 до 60% населения – авт.) относятся вытыкание, вырезывание, занизывание, цепочка, горизонтальные стежки, стебновка, штаповка, в соответствии с брыжам, различные виды мережек, ретязь, затяганка, збиранка и некоторые. Среди редких (использовали менее 10% людей – авт.) – в прикреп, золотое строчка, зерновой вывод, лиштва, низинный гайтан, полукрестик, розчохи (розщохи), соловьиные глазки, тонкостебельчатый шов, многочисленный шов, вышивка бисером.
До словам исследовательницы, в одной вышиванке мастерицы обыденно сочетали несколько техник, декорируя ими разные ее элементы.
Лилия Иваневич добавляет, ровно, украшая вышиванку, мастерицы Центрального Подолья использовали архаичные склад орнаментации, самые распространенные из которых — буревал жизни и изображение женской фигуры с расширенной к низу треугольной одеждой и поднятыми на-гора руками и головой, а также мотивы украинской народной орнаментики – геометрические, зооморфные и антропоморфные.
Цветовая палитра хмельницких вышиванок имеет свои особенности. Наравне объясняет исследовательница, для северо-центральных районов области (полдень Староконстантиновского, Старосинявского, Красиловского районов) паче характерны красно-черные цвета с незначительным вкраплением других цветов в глубине орнамента. Для вышивки центральных районов (Виньковецкий, Волочиский, Городоцкий, Деражнянский, Летичевский, Проскуров, Чемеровецкий, Ярмолинецкий) характерны те а красно-черные цвета, к которым добавляют темно-желтый, зеленый, синий, вишневый. В южных районах (Новоушицкий и Каменец-Подольский) встечаются сочетания светлых цветов – молочного, желтого, фиолетового, розового. Около этом вышивка белым по белому была характерна с целью всего Центрального Подолья.
Традиционные вышиванки Центрального Подолья
Белый цветок Иваневич отмечает, что примером чуть не чистого крестика является зиньковская рукоделие. Основную орнаментику пазухи, плечевых уставок и предплечья женских рубашек в Зинькове вышивали крестиком, а дополнительными техниками украшали рукавчики, горловину, пазушный разрез.
«Ибо крестик был распространен в конце ХІХ – начале ХХ в., так можно говорить, что зиньковская вышивание возникла в начале ХХ в., однако наибольшее развитость и распространение получила в 1920-х годах», — добавляет Иваневич.
Пьяный ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕНОК НА БЕЛОЙ ВЫШИВАНКЕ-МОРЩИНКЕ
Об этой вышиванке известного получай Хмельнитчине села рассказали сестры Валена Когут и Галина Бернацкая, которые основали клоб "Хранители истории Зинькова" и инициировали строительство музея при Зиньковском лицее.
Женщины говорят, что в местном музее хранится традиционная пользу кого села праздничная вышиванка, которой приблизительно 200 лет, поэтому считают, а техника этой вышивки возникла п, чем на рубеже ХІХ-ХХ вв. Фотографии здешних вышиванок поражают своим фасоном и декором.
«Лазуревый цвет с цветами – это традиционная зиньковская рукоделие. Если надеть такую рубашку, так орнамент на ней складывается в тиснение в виде венка или гирлянды. Орнаменты симметрично располагались (то) есть на передней, так задней стенке вышиванки», — говорит Ина Бернацкая.
В музейных фондах и частных коллекциях попадаются тоже зиньковские рубашки, вышитые черными нитками с добавлением синих, а и синими с зелеными и голубыми цветами.
Валентинка Когут добавляет, что сначала в Зинькове вышиванки создавали не более чем вручную, а когда в селе в 1928 году появилась первая швейная машинка Singer, возникает и машинная вышивание. Параллельно с этим продолжали вышивать руками, свидетельством почему являются наряды 1950-х годов.
Собеседницы объясняют, что такое? традиционная зиньковская вышиванка была с подтычкой (пришитая нижняя опилки рубашки – авт.) и выглядывала изо-под юбки. Ее низ украшали манером) называемыми «качалочками», которые похожи получи и распишись технику «ришелье» (ажурная тамбур – авт.).
"Зиньковская вышиванка была уставкового подобно, то есть уставки вшивали и собирали их складочками и закрепляли отделочным швом в виде пухлика, по причине чему создавалась пышность широкого рукава. Рано или поздно были пришивные широкие манжеты. Сие вышиванки-морщинки, то есть собранные углубление и горловина в мелкие складочки и обязательно с воротником-стоечкой. Чтобы такого наряда использовался характерный чтобы Подолья тип кроя и геометрически-физиологический орнамент. Что касается вышивки держи спине, которую мы видим получай зиньковских рубашках, это тоже подольская черточка", — акцентирует Лилия Иваневич.
Посему в Зинькове для рубашек выбрали самый синий цвет, неизвестно. Правда, ни получи и распишись одной вышиванке не встречаются на одну колодку цветы. Хотя венок на зиньковских рубашках встречается неважный (=маловажный) всегда. Исследовательница говорит, что сие может быть одна из разновидностей местной вышиванки сиречь своеобразная интерпретация мастерицы.
Валентина Когут и Аля Бернацкая рассказывают также о традиционном зиньковском строе. В него вкупе с вышиванкой входили юбка с бархатным поясом и в таком роде же вставкой снизу, платок и кирза или ботинки.
Зиньковский строй
О самцовый зиньковской вышиванке известно очень непочатый угол. Уцелевшего наряда не сохранилось, хотя из местных рассказов известно, зачем у мужчин рубашки завязывали возле шеи сбочку.
СОХРАНИТЬ НЕВОЗМОЖНО ПОТЕРЯТЬ
Несмотря для свою оригинальность, традиция зиньковской вышивки теперь под угрозой исчезновения.
Как отметила хозяйка отделом научно-методической работы и народного творчества Хмельницкого областного научно-методического центра культуры и искусства Лёля Соснина, сейчас рассматривают вопрос о внесении зиньковской вышивки в районный список элементов нематериального культурного наследия, какой-либо содержит уже 9 позиций.
"Побыстрей всего, зиньковскую вышиванку мы будем заносить в список как элемент, который требует немедленной охраны. Мастериц, которые отшивают рубашки до старинным образцам, становится все не так, и есть угроза, что такие вышиванки останутся в какие-нибудь полгода украшением частных коллекций и музейными экспонатами. Нате сегодня есть только одна такая мастачка", — говорит Соснина.
Симпатия добавляет, что в немного другой цветовой гамме и оформлении одной породы вышиванки встречаются в соседних селах — Адамовке и Станиславовке.
Оставление местной вышивки поможет не не более возродить традицию, но и популяризировать Зиньков промежду туристов. Живописное село заинтересует путешественников руинами замка, деревянной церковью Святого Михаила Архангела, костелом Пресвятой Троицы. За исключением того, гурманы найдут здесь знаменитую зиньковскую черную колбасу и зиньковский бездрожжевой пшеничный хлеб.
Ирина Чирица, Житомир
Фото Валентины Когут и Лилии Иваневич