Прoeкт "Кaлинoвый к@тяг" прoдoлжaeм рaсскaзoм o выдaющeйся укрaинскoй xудoжницe и дизaйнeрe eврeйскoгo прoисxoждeния
Никoгдa истoричeскaя рoдинa изо вoспoминaний нe уxoдит. Гдe бы твоя милость ни был. Стoит зaкрыть глaзa и мoлчa прoизнeсти: – “Укрaинa”, – кaк сaми изо душeвныx глубин всплывaют яркиe вoспoминaния бeззaбoтнoгo дeтствa. Глубoкий бeлый снeг зимoй, бoльшиe жeлтыe пoдсoлнуxи лeтoм, буйствo лeтниx мaльв пoд стeнoй бaбушкинoгo дoмa аль бeскoнeчнaя синeвa Чeрнoгo мoря, и до сей поры этo нaкрывaют сoчныe мaзки, кoтoрыми испoкoн вeкoв пишeтся нaшa рoднaя oсeнь.
Сии и другиe мoтивы нe прoстo звучaт, a вмeстe с укрaинскими нaрoдными oрнaмeнтaми явнo читaются в живoписи рaзныx пeриoдoв твoрчeствa Сoни Дeлoнé, али Сoни Тeрк-Дeлoнé (сoбствeннo: Сaрa Ильиничнa Штeрн), фрaнцузскoй xудoжницы-aбстрaкциoнистки укрaинскoгo прoисxoждeния, кoтoрую eврoпeйскиe aрт-критики нaзывaют “пeрвoй лeди aбстрaкциoнизмa”, крупнeйшим дизaйнeрoм в пeриoд мeжду двумя мирoвыми вoйнaми, ярчaйшим прeдстaвитeлeм нaпрaвлeния aрт-дeкo, a зaoднo и футуризмa, oрфизмa и симультaнизмa.
Бoльшинствo удивлeннo пoднимaют брoви. Мeжду тeм, этa укрaинкa былa пeрвoй жeнщинoй-xудoжницeй, удoстoeннoй чeсти прoвeсти пeрсoнaльную выстaвку в Луврe (1964), a в 1975 г. и вoвсe стaлa oфицeрoм Oрдeнa Пoчeтнoгo лeгиoнa.
Oпять приxoдиться кoнстaтирoвaть: зeмлякoв наша сестра прaктичeски нe знaeм. Дaжe, кoгдa, кaзaлoсь, Сoвoк фoрмaльнo исчeз, пoчeму-тo нaстoящeй нaциoнaльнoй истoрии нe пoявилoсь. Ничeгo нe пoпишeшь, oб укрaинцax бoльшe гoвoрит и знaeт круг, чeм oни сaми. Вoт пoчeму пeрсoнaльнaя выстaвкa-рeтрoспeктивa Сoни Дeлoнe, кaк ключeвoй фигуры пaрижскoгo aвaнгaрдa, в aпрeлe 2015 г. с oгрoмным успexoм сoстoялaсь в лoндoнскoй гaлeрee сoврeмeннoгo искусствa “Tate Modern”, a наш брат oб этoм… нe слышaли. Тoгдa, в турбиннoм зaлe бывшeй элeктрoстaнции “Bankside Power Station”, рaспoлoжeннoй нa южнoм бeрeгу Тeмзы, яблoку нeгдe былo упaсть, xoтя экспoзиция длилaсь (!!!) пoлгoдa. Этo и нe удивитeльнo.
Зa пoслeдниe пятнaдцaть лeт здeсь, в гaлeрee “Tate Modern” выстaвлялись тoлькo лидeры эстeтичeскoгo мнeния XX в.: Тинo Сeгaл, Тaситa Дин, Aй Вэйвэй, Мирoслaв Бaлкa, Дoминик Гoнзaлeс-Фeрстeр, Дoрис Сaльсeдo, Кaрстeн Xeллeр, Рeйчeл Уaйтрeд, Брюс Нaумaн, Oлaфур Элиaссoн, Aниш Кaпур, Хуан Муньос, Лиза Буржуа. Итак, пусть сегодня перестаньте День Сони Делоне (фр. Sonia Delaunay): – 1 (14) ноября 1885 г. возлюбленная родилась.
* * *
Первые пятеро лет жизни Сара Штерн провела в родном Градижске Кременчугского уезда Полтавской губернии, идеже её отец Эля Штерн (1858-1920) трудился управляющим бери гвоздильном заводе. Мать – Все Тевелевна Терк (1862-?), родом изо Одессы, была домохозяйкой, страдала депрессиями и ненавидела провинциальную масленица. Что удивительно, до 1789 г. деревня ярко, по-украински называлось – Городище, а после нового административно-территориального деления Российской империи было переименовано в деревню Градижск, что же при произнесении ломает язык и режет музыкальность.
Даже в конце XIX в. селение оставалось заштатным городком Полтавской губернии. Все как один описи 1891 г., здесь проживало 8911 жителей, имелись православные церкви, иудейский молитвенный дом, училище, земская стационар, три завода, 17 мелких промышленных и ремесленных заведений, 26 ветряных мельниц и хорошо сезонные ярмарки. Всё…
Понимая вселенскую безнадегу заштатного уездного городка, в 32-летняя матушка выпихнула изо Градижска своего первенца, Сару, отправив порождение в новую жизнь из Богом забытого городишка к преуспевающему бездетному брату. А именно из самоотверженной ненависти к беспросветному идиотизму сельской жизни Ханы Терк началось великое тур будущей “амазонки авангарда ХХ века”, вояж через архитектуру цвета к геометрическому абстракционизму.
* * *
C 1890 г. любознательная девоха жила в Санкт-Петербурге, где воспитывалась в семье дяди соответственно материнской линии, процветающего столичного адвоката, присяжного поверенного Генриха Товиевича Радула (1847-1917) и его жены Ханы Израилевны Зак (1856-1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831-1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828-1893) и публициста-палестиноведа Григория Яковлевича Сыркина (1838-1922).
Родственники были малограмотный из числа нищих колен сыновий Израилевых. К примеру, Генрих Тимофеевич Терк ходил в членах правления акционерного общества “Издательство “Брокгауз и Ефрон”, возглавлял Богатовский хороший завод, торфяно-брикетный завод “Ириновско-Шлиссельбургское промышленное партия”, паевое общество “Товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов”, акционерное беседа “Финляндское легкое пароходство”. Прочие дяди – выпускник Медико-хирургической академии (1881) Якуша Тевелевич Терк (1850-1930) работал железнодорожным врачом в г.Либаве, а в 1920-1930-е гг. – в Крыму; а чисто Марк Тевелевич Терк владел конторой за продаже сельскохозяйственного оборудования на одесской Градоначальницкой улице, 8.
В Северной столице девочке бесцельно понравилось, что она пожелала, ради приемная семья Терк ее удочерила… ровно по-настоящему, да только не получила разрешения с матери. Тогда начинающая художница взяла себя псевдоним… Соня Терк. Большая еврейская дом много путешествовала по Европе (титанида, например, проводила в Финляндии), так сколько во время школьных каникул девчура-подросток осмотрела крупнейшие художественные музеи и галереи Старого Света: Франции, Германии, Италии.
Её талант в живописи и чертежах заметил школьный преподаватель по рисованию, и в 1903 г. по совету домашнего учителя 18-летняя Дремалка отправилась учиться в Художественную академию Карлсруэ (Staatliche Akademie der Bildenden Künste Karlsruhe), страна Баден-Вюртемберг. Здесь 300 студентов со всей Европы готовили в общих классах, а теоретические курсы согласно истории искусств и дидактике, а также гостевые лекции дополнялись практическими занятиями. Было скучновато.
Основные черты желала красок, и она их получила, от случая к случаю в 1905 г. девушка прочла книгу “Мане и его среда” немецкого галериста и арт-осуждение Юлиуса Мейера-Грефе (Julius Meier-Graefe;1887-1935), первым раскрутившего красивую легенду о Ван Гоге. Известно, решение отправиться в Париж, как образованный перекресток современного искусства, у молодой художницы созрело вскоре. Ведь средства на поездку у дядюшки Генриха имелись.
* * *
В Париже она обучалась в частной художественной школе “Академия Ла Палетт” (Académie La Palette), посещая мастерскую молодого художника и будущего теоретика посткубизма Амеде Озанфана (Amédée Ozenfant; 1886-1966), а кроме – ателье французского живописца и книжного письменность Андре де Сеонзака (André Dunoyer de Segonzac; 1884-1974). Ранние живописные опыты отмечены влиянием Винсента ван Егор, Поля Гогена и фовистов: имею в виду натюрморты, интерьеры парижских шантан, портреты. Очень скоро студентка проявила протест академической манерой преподавания и все значительнее и больше времени проводила в художественных галереях.
С Российской империи Соня Терк была невыгодный одна такая умная. “Академию Ла Палетт” получи и распишись Монпарнасе в 1903-1905 гг. посещали и в пансионе мамзель Буве жили еще две соотечественницы: Лизуха Эпштейн (в девичестве – Хефтер; 1879-1956) и Муша Васильева (1884-1957). Передовая творческая молодое племя, в основном, училась не у заслуженных академистов, а… ведет дружбу) у друга. К слову сказать, Амеде Озанфан, Андре дескать Сеонзак и еще один модный парижский акварелист Роже де ла Френе (Roger de la Fresnaye; 1885-1925), в таком случае есть все трое будущих кубистов, были… сокурсниками Сони Терк по мнению “Академии Ла Палетт”.
Как один человек с любовью к высокому искусству пришла и первая жизненная нуждаемость. По настоянию родственников – ширли-мырли, барышне следует обустраиваться! – 23-летняя Сонуля Терк вышла замуж за немецкого коллекционера, галериста и арт-рассмотрение Вильгельма Уде (Wilhelm Uhde; 1874-1947). Таковой юрист по образованию в 1904 г. переехал в Мекка) (мировой) моды, где сменил сферу жизненных интересов. Мимоходом, именно Вильгельм Уде открыл миру до сей поры неизвестных художественной критике Пабло Пикассо и Жоржа Брака, будущих патриархов кубизма.
Младую деву Рыцарь покорил душевной щедростью – спирт устроил ее выставку в собственной галерее, открытой в 1907 г. получи и распишись улице Нотр-Дам-де-Наркотик (rue Notre-Dame-des-Champs). На будущего подруга жизни украинка смотрела как на демиурга. Суще старше ее на девять полет, он успешно занимался примитивистами, сам по себе писал живопись. Потому пышную свадьбу Рыцарь мог себе позволить сыграть в… Лондоне. Браком Грызун убила двух зайцев. Родственники лишше не критиковали ее выбор образа жизни и недостойное эрос живописью девушки из приличной семьи, а стержень – больше она могла отнюдь не возвращаться в чопорный Санкт-Петербург.
Однако, вскоре выяснилось, с выбором спутника жизни новобрачная художница… поторопилась. Спустя година в Париже Сара Уде бросила хатун и связала жизнь с талантливым французом, художником-абстракционистом Робером Делоне (Robert Delaunay; 1885-1941). Новая своего поля ягода познакомилась в… доме бывшего мужа, какой-либо чем дальше, тем больше проявлял псевдология к гомосексуализму. Между новыми знакомыми пробежали всегда искры мира. Та встреча двух ровесников положила початие одному из самых романтичных и плодотворных марьяжей вслед за всю историю живописи ХХ столетия.
* * *
Вспыхнула амур всей ее жизни. Весьма неустрашимо в августе 1910 г. фрау Уде развелась с немцем и 15 ноября 1910 г. вышла замуж вслед за француза, поскольку мадам Делоне еще была… беременна от нового партнера. Через два месяца после свадьбы, а не что иное, 18 января 1911 г. в Винёй-Сен-Фирмэн, факультет Уаза у четы родился сын Шарль Делоне (Charles Delaunay; 1911-1988), какой-либо в будущем стал крупным музыкальным обозревателем, менеджером и историком джаза.
Нужно выдать должное Вильгельму Уде, сохранившему чудеса да и только добрые отношения с бывшей супругой. Отнюдь не из снисходительности, а из коммерческой и эстетической целесообразности арт-арт-дилер покупал полотна – и у Робера Делоне, и у Сони Делоне на своей галереи на улице Нотр-Дам—де-Шан. Как истинный профи, месье Уде отдавал себе отчет, сколько эта пара живописцев талантлива.
Одиноко стоит отметить, что после развода Рыцарь Уде не скуксился и не спился, а продолжал отворять новые имена. Например, он первым обратил первый план на художников-самоучкек Анри Руссо (Henri Julien Félix Rousseau; 1844-1910) и Камиля Бомбуа (Camille Bombois; 1883-1970), а да других мастеров “наивного искусства”. Не кто иной его перу принадлежит первая монография о самобытном примитивисте “Анри Руссо” (“Henri Rousseau”; 1911).
В атмосфере безудержной фантазии невеста семья художников-авангардистов, как могла, обустраивала обиход. На самом деле весь югендстиль рождается из простых житейских импульсов, и предложенная супругами Делоне в такой степени называемая симультанная техника – невыгодный стала исключением. С восторгом Соня говорила о своем втором муже:
— В Робере я нашла поэта. Поэта, тот или иной писал не словами, а цветом.
Раз как-то молодая заботливая мама Соня, а ютились они после этого в однокомнатной квартирке на улице Святого Послушная, 16 (rue Saint Simon), решила сброшюровать маленькому сыночку Шарлю одеяльце (как угодно на фото, в качестве артефакта отныне. Ant. потом оно находится в коллекции Национального музея современного искусства в Париже):
— Я хотела организовать его из пестрых лоскутков мануфактура, используя технику, которую я видела в домах украинских крестьян. Заключительный результат напомнил мне работы кубистов, и пишущий эти строки с Робером решили перенести этот максима сочетания на холст.
С праздник поры творческий метод, в дальнейшем получивший этноним “симультанный” (simultanéisme), стал фирменным стилем творческих работ Сони Делоне кайфовый всех видах современного искусства, в которых хохлушка пробовала себя.
* * *
Словно значит, настоящая семья… У молодой невестки в голове отнюдь не укладывалось, но ее свекровь, жена Берта Фелисия де Роза (Berthe Félicie de Rose; 1862-1936), стрефил Робера Делоне, была охотницей прежде модных парижских галерей и с мужем ввек посещала выставки. Чтобы подобное почтение к ее увлечению проявила тетя Тетя ханум или терпением отличалась мама Все, об этом Соня не могла и призадуматься.
Между тем, не тихому семейному счастью возлюбленная хотела предаваться, а бурной радости создавать: искать, творить, наслаждаться. Под влиянием кубистов Ленивый Делоне в 1911 г. в своих полотнах скоро умчала от натурализма и фигуративности к модной геометрии и абстракциям, экспериментируя с ритмом и разложением цвета. Большое интерференция на художницу оказали колористические эксперименты мужа. Вместе они писали симультанные картины, скопом выставлялись на многих выставках: (столица, Берлин, Прага, Будапешт, Варшава и аж Нью-Йорк.
В 1912-1913 гг. два Делоне разработали принципы живописного орфизма – разновидности кубизма, основанного в подчеркивании цветовых эффектов и динамике, таящейся в цветовых сочетаниях. Приманка первые орфистские работы Соня Делоне показала в 1913 г. в парижском салоне Независимых (Société des Artistes Indépendants), конкорс №45.
* * *
Заодно с мужем они оказались в самой густее парижской богемы. К примеру, в 1913 г. архигениальный поэт Аполлинер познакомил пару с никак не менее фантастическим коллегой, поэтом Блезом Сандраром (Blaise Cendrars; 1887-1961), звучно назвавшим ту версию кубизма, которую развили в своих картинах Байбак и Робер Делоне – “орфизмом”. Держи самом деле термин “орфизм” в первый раз появился в статье “Современная пленэр” (“Die moderne Malerei”) Аполлинера, напечатанной в феврале 1913 г. в немецком еженедельнике культуры “Der Sturm” (“Ветер”), что был малограмотный альманахом, а… торговой маркой модернового искусства Европы.
Проповедуя орфизм, ни дать ни взять теоретик искусства, Робер Делоне выступал поперек старого, ортодоксального кубизма, считая, а у кубистов… нет цвета. Демонстрируя противоположное – орфизм, он соединял мощные декоративные ритмы кубизма с цветностью фовизма. Сие и было творчество Орфея, если лещадь мифологическими камнями понимать кубизм, а по-под дикими зверями – фовизм. Мнение не просто витала в воздухе, Понятие наэлектризовала парижскую атмосферу.
Вот зачем Аполлинер называл орфизмом “пастель абстрактную, обогащенную музыкой и чувственными ассоциациями, искусством дионисийской радости”. Художники-орфисты, выступившие сплоченной группой: господь и теоретик направления Робер Делоне, Дремалка Делоне, Франтишек Купка, Франсис Пикабиа, Марсель Дюшан, – стремились обнаружить динамику движения и музыкальность ритмов с через “закономерностей” взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.
До бесконечности это продолжаться не могло, и беда скоро орфисты перешли к абстрактному формотворчеству; двух последних – Пикабиа и Дюшана – лабиринты Минотавра завели в дадаизм, а потому – в оголтелый сюрреализм.
* * *
Находясь 24 часа в день рядом с супругом, теоретиком орфизма, Сонуля Делоне, как никто другой, впрямь и постоянно понимала суть нового течения. То-то и есть ей было суждено стать соавтором евангелия ото “искусства дионисийской радости”.
Фантастика, же именно украинке судьба подарила замазка проиллюстрировать удивительную кубистическую поэму “Житейские мелочи о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской” (“La prose du Transsibérien et de la petite Jeanne de France”; 1913) Блеза Сандрара, а геометризм праздник работы явно повлиял на дальнейшие стилистические поиски, так, великого немецко-швейцарского художника-монотипия Пауля Клее (Paul Klee; 1879-1940).
— Я, скверный кропач, никуда уезжать не желавший, / я был в состоянии уехать, куда мне угодно; / у купцов до сей поры было достаточно денег, / и они могли попробовать сколотить состоянье. / Их подкидыш отправлялся каждую пятницу утром. / Говорили, кое-что много убитых. / У одного с купцов сто ящиков было / с будильниками и со стенными битый час. / Другой вез шляпы в коробках, цилиндры, / английские штопоры разных размеров, / изо Мальмё вез третий гробы, в которых / очки хранились, / и ехали женщины, было их видимо-нев / женщин, чье лоно сдавалось напрокат и могло бы / стать гробом, / у каждой был серножелтый билет. / Говорили, что счета убитых. / Эти женщины ездили до железной дороге / со скидкой, / примерно имелся счет в банке у каждой изо них. (Перевод Михаила Кудинова).
Рамаяна-картина “Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской” стала на самом деле революционным произведением, где в виде плиссированной панорамы лирический материал и пластичные образы выглядели единой “симультанной” композицией. Буклет-коллаж, включающая в себя карту Транссибирской магистрали, была отпечатана в виде двухметровой складывающийся полосы, что, по сути, оказалось новым одно слово – и в области синтеза искусств, и художественной синкретизации действительности, и новейшего книгопечатания.
* * *
Одно акт – изложить собственное понимание несерьезно-динамических возможностей колорита, систему оптимальных контрастов, фигли Робер Делоне сделал в трактате-очерк “О цвете” (“Sur la couleur”; 1912), что-что мгновенно превратился в манифест орфизма.
Другое профессия – создать убедительную серию картин “Окна” (“De la fenêtre”), написанную зимою 1912-1913 гг. и вдохновившую Аполлинера накатать одну из самых ярких поэм: “Окна”: “Du rouge au vert tout ie jaune se meurt…”, напечатанную в каталоге выставки Робера Делоне в январе 1913 г. в берлинском журнале "“Der Sturm”.
Только совершенно третье дело – вырабатывать и углублять орфизм на исторической родине цвета, возьми Пиренейском полуострове. Не случайно, цифра долгих лет, с 1914 г. по 1920 г. отряд Делоне прожила в Испании, а с августа 1915 г. – в Португалии, идеже подружились с коллегами-художниками и делили тень с русским американцем Сэмюэлем Халпертом (Samuel Halpert; 1884-1930) и португальцем Эдуардо Вианой (Eduardo Viana; 1881-1967). Частыми гостями семьи, а с годами и творческими партнерами супругов оказались единомышленники сообразно живописи Амадеу ди Соза-Кардозу (Amadeo de Souza-Cardoso; 1887-1918) и Хосе ди Альмада Негрейрос (José de Almada Negreiros; 1893-1970).
* * *
В 1916 г. вконец неожиданно художница Соня Делоне как (с неба свалился представила на парижском Осеннем салоне предметы прикладного искусства, выполненные в эстетике кубизма и орфизма. К тому времени накопилось много новых работ, вот и были организованы персональные выставки украинки в Стокгольме (1916), Бильбао (1919) и Берлине (1920).
Складывалось импрессия, что долгое время накапливаемый эмпирия вдруг прорвало. В Испании Соня Делоне пробовала себя в разных ипостасях: возлюбленная создавала модели одежды и обуви, рисовала новые игральные карточная игра, предлагала (!!!) силуэты автомобилей, готовила театральные костюмы.
Возлюбленная ткала ковры и иллюстрировала книги. Изумительный всех всплесках творческой фантазии Ленивый была органичной, без особого напряжения успешно переключаясь с одного вида творчества сверху другой.
В Испании Соня Делоне познакомилась со знаменитым русским антрепренером Сергеем Дягилевым (1872-1929) и числом предложению революционера театрального искусства создала декорации в целях балета “Клеопатра” (1918), поставленного в Мадриде нате музыку Антона Аренского хореографом Михаилом Фокиным исполнение) чудовищно обольстительной Иды Рубинштейн.
* * *
Талант господина Дягилева заключался в чем?
Неосознанно он чувствовал гения, а сердцем – понимал перепавшее. Как успешный антрепренер, он умел в одни руки давать заветное: актеру – значение, режиссеру – бюджет, публике – сладострастие. Соню Делоне он пленил фантастическим предложением: в центре Мадрида Сергиян Дягилев помог открыть первое студия мод “Casa Sonia”.
Эдак удачливый предприниматель от культуры присадил художницу для продаваемый в тираже стиль. Это было чисто нельзя кстати: после ноября 1917 г. материальная выручка от петербургских родственников прекратилась до скончания века.
Дело заладилось, и Сергей Дягилев продолжил договор с Соней Делоне, ангажировав художницу нате постановку в “Gran Teatre del Liceu” Барселоны оперы “Аида” Джузеппе Верди. Сие притом, что официальным дизайнером “Русских балетов” в Португалии был каталанский художник, график и скульптор Жоан Елей-и-Ферра (пJoan Miró i Ferrà, 1893-1983).
Свободно, в иберийский период творчества украинка жадина не одним театром, а написала изящные серии пейзажей и натюрмортов, оформила целла ночного клуба “Petit Casino”, а в 1919 г. стала центральным событием Мадридского салона моды, при всем том открыла собственный бутик еще и в Бильбао. В оный период пара французских художников свела близкое маза с композитором Игорем Стравинским и танцовщиком Вацлавом Нижинским.
* * *
Придя в Париж, в 1921 г. супруги въехали в просторную квартиру бери бульваре Мальзерб, 19 (Boulevard Malesherbes). Что всегда, идеями Соня Делоне фонтанировала. И в 1924 г. нераздельно с талантливым кутюрье Жаком Хеймом (Jacques Heim; 1899-1967) симпатия открыла ателье мод “Delaunay”, а с ним и “Единовременный бутик” (“Boutique Simultané”), идеже художница лично демонстрировала собственные модели одежды.
С энтузиазмом симпатия создавала линии одежды, соответствующие духу времени, предназначенные в (видах женщин нового образца. Минималистичные ватерпруф, юбки и платья прямого кроя с ярким геометричным принтом становились сенсацией тот или иной раз, когда Соня Делоне появлялась в них получи светском рауте.
Подобно Габриэле Шанель, хохлачка пропагандировала простоту в крое и не любила риторический декор. По этой причине барахло из ателье мод “Delaunay” были созданы к жизни и двигались вместе с легким веточка. Теоретическую базу подвел ее сопружник Робер Делоне, заявив в одном беседа:
— Симультанная мода Сони отражает современное умелость и архитектуру, стремительный эргономичный дизайн автомобилей и самолетов. Возлюбленная создает ткани и вещи, ориентируясь для эпоху, которая только должна подойти.
Не удивительно, что чуткая к пульсу времени Сонуля Делоне по-настоящему увлеклась итальянским футуризмом. С праздник поры ее работы вибрировали текстилем и одеждой – с ярких, но структурированных и ритмичных сочетаний цветов после прямых силуэтов, которые массовый оценка обретут лишь с наступлением 1960-х гг.
|
Нет-нет да и, оказалось, орфизм себя изжил, Робер Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию знаменитых “Эйфелевых башен”, а да написав немало выразительных портретов, а именно, Андре Бретона, Тристана Тцары, Филиппа Супо, Луи Арагона, Владимира Маяковского. Полно эти люди были завсегдатаями творческих мастерских четы Делоне.
* * *
Знай реализовывала себя и супруга. В 1923 г. вкупе с русским художником Виктором Бартом (Victor Barthe; 1887-1954) и скульптором-живописцем Самуэлем Грановским (1882-1942) Сонная тетеря Делоне выполнила постановку пьесы “Газовое ретивое” (“Coeur à gaz”) гениального провокатора Тристана Тцара, идеже в персонажах значились… Глаз, Уста (губы), Нос, Бровь, Ухо и, естественно, Шейка. Это было весело, поверьте получи и распишись слово. Даже первая авторская примечание заставляла не по-детски веселиться:
— Шея стоит на авансцене, Носишко напротив, повернувшись к публике. Все накипь персонажи входят и выходят по своему усмотрению. Заторможенно бьется газовое сердце, мощно циркулируя; сие единственная и величайшая мистификация нашего века в трех действиях, способная занести удовольствие лишь промышленным идиотам, верящим в живот гениев.
Этого маме Соне оказалось плохо, и для театра мадам Делоне выполнила постановку заумного вертепа “Остраф пАсхи” (“Атолл Пасхи”) члена тифлисской группировки “Картель футуристов” Ильи Зданевича (1894-1975), которого считают прародителем… языка (жаргона) падонков.
В 1925 г. как один человек с киевлянкой Александрой Экстер, винничанином Натаном Альтманом, житомирчанином Давидом Штеренбергом кубистка участвовала в Международной выставке декоративного искусства (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes). Всего на все(го) участвовать можно по-разному: у кого – щит; у кого – отдел; для Сони Делоне и кутюрье Жака Хейма в экспозиции отвели цельный павильон, молча демонстрируя отношение:
— Делоне – сие не имя, это – изображение в культуре.
* * *
Вот-вот перед дизайнерским талантом украинки Сони Делоне родной Париж снял шляпу, когда в 1925 г. ревю мирового вкуса “Vogue” вынес иллюстрацию одной с ее моделей на обложку.
В самом деле за год среди клиенток “Delaunay” появились настоящие знаменитости. В 1925 г. Разиня Делоне создала пальто с вышивкой и геометрическим принтом насыщенных цветов в целях звезды немого кино, американской кинодивы Глории Свенсон (Gloria Swanson; 1899-1983) – современному зрителю возлюбленная известна по главной роли в классическом фильме-нуаре “Бульваришко Сансет” (“Sunset Boulevard”; 1950) режиссера Билли Уайлдера.
Думаете, многоразовый пример? Нет. Под началом Сони Делоне модистки обшивали в мастерская мод богинь гламурного декаданса – поэтессу Нэнси Кунард (Nancy Cunard; 1896-1965), кинодиву Люсьен Богарт (Lucienne Bogaert; 1892-1983) и театральную приму Габриэллу Дорзиа (Gabrielle Dorziat; 1880-1979), прочих VIP-клиенток.
* * *
В прямом смысле слова на глазах Соня Делоне выросла в крупнейшего в Европе мастера арт-деко, чьи творческие находки и открытия в собственной студии для парижском бульваре Мальзерб обретали широкое расширение в современном дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Не кто иной украинка стала одним из драйверов арт-деко безвыгодный только в дизайне интерьеров и текстиля, да и в моде. Ею двигала простая победительность: будущее – за доступной одеждой, фасоны которой ни за что впитают в себя любые новшества и актуальные технологии.
В сие трудно поверить, но украинка стала одной изо первых, кто на практике интегрировал мозаика в моду. Причем интегрировал настолько успешно, как художницу пригласили читать лекции в Сорбонне, предложив единый спецкурс “Как живопись влияет возьми модный дизайн”.
И в мировой практике содеялось редкое явление, когда желаемое превратилось в действительное. Фактически во многом именно благодаря умозрительному стилю “арт-деко”, тот или другой успешно совмещал модерн и авангард и двигался в практику Соней Делоне, появилась ход “арт-деко”, определившая самолично вектор развития европейской моды в времена между двумя мировыми войнами.
|
|
|
Проглатывать тому свидетельства? Во второй половине 1920-х гг. Щемпо Делоне создала костюмы для трех культовых картин – “Головокружение” (“Le Vertige”) режиссера Марселя Л’Эрбье и “Малехонький парижанин” (“Le p’tit Parigot”; что другой: 1926) Рене ле Сомптье, а равным образом “Потому, что я тебя люблю” (“Parce que je t'aime”; 1929). Были единаче два документальных свидетельства завоевания стиля “арт-деко”. Сие роскошно изданные в Париже художественные альбомы Сони Делоне – “Красный товар и ковры Сони Делоне” (1928) и “Композиции. Цвета. Идеи” (1930).
Чему я предметно поражаюсь? В природе настоящей женщины вечно) что-то делает сквозит театральность, ведь театральность – оригами подавать себя. Но на самом деле на сильной женщины этого мало, сие полдела. Не многим представительницам слабого пола удается не так, чтобы не только успешно питать саму себя, но и превращать в желанных и красивых других своих соплеменниц. Как такой всю жизнь оставалась Сонливица Делоне, которая нового партнера нашла в кутюрье, светском льве и поставщике текстиля Робере Перрье (Robert Perrier; 1898-1987).
* * *
Чуть представьте всю дамскую непредсказуемость, подчас она, повелительница парижского стиля, поднималась в собственную мастерскую для мансарде дома на бульваре Мальзерб, 19, и… в минуту преображалась. В начале 1930-х гг., коль скоро она бралась за кисть и предавалась станковой живописи, ей были присущи чудесно абстракционистские поиски Василия Кандинского, Питера Мондриана, Барбары Хепуорт, Мишеля Сёфора. Материал? В 1931 г. Соня Делоне выступила одним изо идеологов-организаторов художественного салона “Абстракция – Творчество”.
|
Кипучая энергия и неуемная блажь позволяли ей браться за самые смелые проекты. Абие она обрела известность как спорый… книжный график. После ряда громких театральных актер – сценических костюмов ей показалось один-два, и Соня взялась разрабатывать узоры ради тканей от кутюр (haute couture). Знаете, почто такое слово “массово”? Единственно для ткацких фабрик Лиона малороссиянка создала 50 утвержденных эскизов тканей, которые впоследствии использовались в новых коллекциях французских дизайнеров – Габриэлы Шанель, Жанны Ланвен и Жака Хейма.
Сарафанное пресса в среде профессионалов сделало свое ремесло, и с той поры ей стали вести себя коммерческие заказы на текстиль: попервоначалу – от амстердамского бутика “Metz & Co”, спустя некоторое время – от лондонского универмага “Liberty”. Подальше последовали витражи и мозаики, обои и ручная финифть посуды. Было время, Соня Делоне увлеклась скульптурой, керамикой, а после (этого, словно спохватившись, принялась писать… акварели.
По прошествии времени в дверь Западной Европы постучала Великая Упадок, вызвав колоссальное падение производства умереть и не встать всех сферах. Индустрия высокой моды малограмотный стала исключением. Закрыв ателье мод и фирменный бутик, Щемпо Делоне вернулась к живописи, иногда незначительно обшивая и поддерживая стиль состоятельных клиентов.
— Крата Депрессия освободила меня от бизнеса, – концептуально молвила украинка, – снова появится пора заниматься высоким искусством.
И в 1935 г., оставив многоголосный центр, чета Делоне вернулась для тихую парижскую улочку Св. Сима, 16.
* * *
В распоследний период совместного творчества они подступились к монументальному искусству. Поелику не какой-то там острого ума арт-критик, а сам Робер Делоне усмотрел основательный характер собственных картин. Вслух некто заявил:
— Я считаю, что можно передаваться от работы над одной картиной к работе надо второй и третьей – в результате получится трио. Кроме того, я полагаю, что сие подводит нас к архитектуре. Такой разновидность живописи вовсе не разрушает архитектуру, ваш брат сможете с успехом заставить цвета поблескивать на стене.
Это не был вразумительный флирт с площадным искусством. Еще в 1930 г. п начал работу над сериями работ “Рельефные ритмы” (1930-1936) и “Спиральные ритмы” (1934-1936), в которых использовал (а другой раз – изобретал) новые материалы, главным свойством которых являлась выносливость к атмосферным воздействиям. Именно это участие к материалу и управление рельефами плоскостей привело живописца к монументальному искусству.
Короче, ключевым фигурам парижского авангарда, чете Делоне организаторы международной экспозиции предложили оформить железнодорожный (Pavillon des Chemins de Fer) и летный (Palais de l’Air) павильоны (дворцы) Всемирной выставки (“Exposition Internationale”), которая с 25 мая до 25 ноября 1937 г. проходила в Париже около девизом: “Искусство и техника в современной жизни” (“Arts et Techniques dans la Vie moderne”). Идею живописцы восприняли в “ура!” – разбудить панно на 235 кв.м, из-за которое Соня Делоне была отмечена златой медалью.
* * *
Исключительно представьте, за казенный счет им позволили олицетворить в жизнь мечту: соединить авторскую энкаустика с архитектурой! Выполненные парой огромные картина и рельефы подтвердили рождение совершенно нового искусства, ломающего грань станковой живописи и дающего отсчет всеобщему синтезу пластических искусств. Сие почти то, что в Советской Украине без- дали реализовать группе “нео-византистов” в главе с гениальным художником Михаилом Бойчуком (1882-1937)!
В этом но монументальном духе были созданы и последние работы Робера Делоне: “Кругообразный ритм” ("1937”, “Три ритма” (1938), яко стали своеобразным духовным завещанием мастера. Через супруга Соня не отставала. И в 1938 г. в Городском музее Амстердама состоялась представительная персональная экспозиция украинки.
С глазу на глаз с Робером они организовали и провели парижский помещение искусств “Новая реальность” (“Realty Nouvelle”). Результаты оказались впечатляющими. Случился живинка и творческий всплеск французского абстракционизма: сохраняя былую геометрию, манера, казалось, обрел современную яркую ритмику.
Все-таки, 1 сентября 1939 г. в Европу ворвалась коричневая предметность. Как только грянула II Мировая военные действия, супру