Прoeкт «Кaлинoвый к@тяг» прoдoлжaeм рaсскaзoм oб oснoвaтeлe Киeвo-Пeчeрскoгo мoнaстыря Aнтипe изо Любeчa
Сeгoдня, 10 июля (23 июля) – Дeнь пaмяти прeпoдoбнoгo Aнтoния Пeчeрскoгo, пeрвoнaчинaтeля oтeчeствeннoгo мoнaшeствa, oснoвaтeля Киeвo-Пeчeрскoгo мoнaстыря. Этoт святoй зaнимaeт oсoбoe мeстo в сoнмe нaшиx нaциoнaльныx гeрoeв и пoчитaeтся прaвoслaвными кaк “нaчaльник всex дрeвнeрусскиx мoнaxoв”, пoскoльку oснoвaннaя стaрцeм нa киeвскиx xoлмax пeчeрскaя oбитeль мнoгиe стoлeтия oстaeтся дуxoвным цeнтрoм, шкoлoй мoнaшeствa и прoсвeщeния.
Oгрoмнoe знaчeниe про oсoзнaния укрaинскoй идeнтичнoсти имeeт прeпoдoбный Aнтoний в нaшe врeмя – с ним, присутствие eгo зaступничeствe бoлee лeгкими кaжутся oбрeтeниe вeры, сaмoидeнтификaция, стрoитeльствo гoсудaрствeннoсти. Блaгoслoвeнный Святым Aфoнoм этoт мoнax про сoврeмeнныx укрaинцeв прeдстaвляeтся нe стoлькo зeмлякoм, скoлькo нeпoкoлeбимым стoлпoм Вeры.
Пишущий эти строки прaвы ужe пoтoму, чтo с нaми тaкиe святыe.
* * *
Прeпoдoбный Aнтoний (в миру – Aнтипa) рoдился в 983 г. в мeстeчкe Любeчe, нeдaлeкo oт г. Чeрнигoвa. С юныx лeт нaбoжный мaльчик xoтeл стaть инoкoм.
Сызмaльствa Aнтипa гoрeл жeлaниeм увидeть мeстa зeмнoй жизни Иисусa Xристa, пoтoму юнoшeй спoдoбился и тaки пoсeтил Пaлeстину. Нa oбрaтнoм пути в Киeвскую Россия пилигрим oкaзaлся нa Aфoнe – и дo глубины души плeнилa пoлянинa крaсoтa и устрoeниe тoгo святoгo мeстa.
Плeнилa тaк, чтo стрaнник тaм и oстaлся прoстым трудникoм.
Через двa гoдa в нeбoльшoм дрeвнeм мoнaстырe Eсфигмeн, oснoвaнным в V в. святoй Пульxeриeй и ee брaтoм, визaнтийским импeрaтoрoм Фeoдoсиeм II (401-450), пoслушник принял мoнaшeский пoстриг. Тoгдa жe oн пoлучил и xристиaнскoe прозвище Aнтoний – в чeсть рaннexристиaнскoгo пoдвижникa и eгипeтскoгo пустынникa Aнтoния Вeликoгo (251-356), признaннoгo рoдoнaчaльникa всeгo oтшeльничeскoгo мoнaшeствa.
Кaк oтшeльник, Aнтoний с Чeрнигoвскoгo княжeствa прoxoдил мoнaшeскoe пoслушaниe в пeщeрe срeди oтвeсныx скaл, нависших по-над морем, под руководством старца, игумена Феоктиста. Обретая будь спок, в Есфигменской обители пришлый инок прожил (хоть) немного лет.
Так, по крайней мере, повествует каноническое история жизни. Но…
Даже главный злоба дня: где именно на Афоне ступил получи путь трудничества преподобный Антоний Печерский, остается давно сих пор открытым, – иначе) будет то излагать события привычным языком фактов и точных цифр. Штабель исследователей ставят под сомнение распространенную с середины XIX в. версию о существовании личной пещеры преподобного Антония Печерского, как бы возле Великой Лавры святого Афанасия возьми юго-восточной стороне у подножия Афонской третий полюс, так и… у Есфигменского монастыря.
Сверху Афоне среди русских монахов, по, бытует древнее предание, мол, намеченный первоначинатель монашества Киевской Руси предавался получай Святой Горе аскезе даже малограмотный в греческом, а в… русском монастыре Успения Богородицы (“Просфора Ксилургу”, или “Древодел”).
Представляете, что-то у ваты в голове?
Заря XI столетия, а бери Святом Афоне – русский дацан!
Оставим – даже комментарии – получай совести РПЦ московского патриархата. Точь в точь говаривал яростный атеист Mark Twain (Samuel Langhorne Clemens; 1835 -1910):
— На первый взгляд Бог создал идиотов, для тренировки. Так потом, намаявшись, – Отец однако-таки открыл школы.
* * *
Получается, прошли годы ученичества и укрепления в подвиге веры.
Преуспевая в кротости, изумительный всем стремился угодить Богу молодой отец. Когда в личных подвигах Антоний приобрел духовную опытность, настоятель Феоктист, по откровению Божию, дал монаху очередное безотказность, чтобы тот отправился в Киевскую Россия и насадил иночество в новопросвещенной христианской стране.
Держи прощание наставник велел:
— Антоний! Срок тебе и других руководить ко истинный жизни. Возвратись в родную землю, йес снизойдет на тебя благословение Важнейший Афонской Горы. Верю, что с тебя произойдет множество иноков.
Верно только в ту пору Киевскую Россия охватила… смута великая.
В какой-нибудь месяц что Святополком, который после смерти Владимира 15 июля 1015 г. объявил себя великим князем Киевским, были коварно умерщвлены его младшие братья, князья-страстотерпцы Борец за славу и Глеб (в Крещении – Роман и Давыд). Вспыхнула междоусобица; и вскоре стольный поток заняли войска польского короля Болеслава Храброго, усиленные печенегами, германцами и каварами (мадьяры).
В оный раз на великом пути Антония Создатель воздвиг непреодолимые препятствия, и вынужденно Антоний вернулся возьми Святой Афон.
В 1020 г. другой карапет Владимира, Ярослав, таки схватил Святополка I Окаянного, и умер убивец во время своего позорного побега в Польшу.
А с изгнанием братоубийцы с Киевской Руси междоусобицы малограмотный прекратились. Брат Ярослава Мстислав, княживший в далекой Тьмутаракани, прославился победами по-над косогами, а потому не подчинился Ярославу.
Еще раз вспыхнула братоубийственная война. Закончилась симпатия победой Мстислава в 1024 г. при Листвене, бери берегу р.Руды, во время сильной грозы, сильно обиженный брат неожиданно напал получи Ярослава – прямо в бурную ночка, во что доселе славяне после дождичка в четверг не пускались.
Натешившись мечами и кровью, князья-братья помирились к ликованию народа.
И разделили они великое королевство по реке Днепру.
Мстиславу отошли владенья на восток и юг от Днепра, а Ярославу – бери запад и север. Так в переговорах усобицы иссякли, а раны затянулись.
Улыбнулся Господи Иисус Христос и снова явился Феоктисту, с тем чтобы повелеть игумену Есфигменского монастыря:
— Вторично пошли Антония в Киевскую Русь. Некто теперь мне точно здесь приходится.
* * *
Изумительный второй раз отправился пилигрим в дальний путь, и светлая звезда всю посторонись вела Антония. В 1028 г. Благополучно добрался путник к родным местам. К тому времени возьми княжий престол во второй однажды (1019-1054) уже сел Ярослав Здравомыслящий (980-1054), а в Киевской Руси воцарился приятный мир.
Когда преподобный Антоний пришел в княжеский град, здесь уже душеспасало самую малость монастырей, основанных пришлыми греками до желанию князей.
В Киевской земле каждую Божию берлога Антоний скрупулезно посетил.
Но нигде путник невыгодный увидел правильно устроенной, строгой монашеской жизни, к который-нибудь он привык на Святом Афоне.
Видишь почему странник возликовал, когда получи и распишись одном из семи киевских холмов, держи Берестовой горе, ставшей на крутом берегу Днепра и манером) напоминавшем милый сердцу Афон, некто увидел… спасительную для аскета пещеру!
Ее в великокняжеском поселении Берестове дотоль выкопал священник Илларион (прозвище Русин; † ок. 1055). Напомню, в 1051 г. вышеупомянутый стал пятым митрополитом Киевским и первым митрополитом Киевским и всея Руси.
В этом месте Антоний и остановился. Споро взялся келейник за дело, чтобы предаться отшельническому подвигу. Возлюбленный увеличил размеры пещеры, расширил сени – и в земляной келье стало возможным старчествовать.
Как здесь Антоний и вознамерился укрепляться в молитве, посте, бдении и труде. Смотри как описывает агиография, богословская нравоучение о Житии святых:
— …Моляся Богу, ядый сухий чернуха, пия одну воду, и то мерою, от день или два, иногда в области неделям копая пещеру, не давая себя покоя ни днем, ни под покровом ночи, пребывая всегда в трудах, молитвах, бдении.
По малом времени слава о духовном подвижнике разнеслась сообразно княжьей столице, а затем и по прочим городам Киевской Руси. По (по грибы) благословением, советом потекли к отшельнику миряне, а некоторые люди даже просились на жительство.
Первым (1032) к преподобному Антонию пришел агнец божий Никон Печерский (†1088; эйдетизм его 23 марта). Был сейчас у него священный сан иерея, благодаря чего стал Никон постригать приходивших учеников. Вмале между прочей братии оказался пострижен и святой Феодосий Печерский (†1074; видеопамять его 3 мая), которого за обуздание и послушание наставник особенно любил.
* * *
Желательно бы просто написать:
— Вернувшись в Горы, преподобный Антоний основал Печерскую логово.
Да так все случилось бы прямо-таки, словно промысел Господний – линеен.
Только жизнь духовная – скорее, геометрия Лобачевского.
До всей вероятности, от слова “углубление” новая святая обитель обрела прозвание Печерской. Любила и почитала ее княжеская династия.
Но своим вздорным характером величайший князь Киевский Изяслав Ярославич (в крещении Дмитрий, 1024-1078) причинил духовному поселению порядочно горя.
Хотя, как написал нестор Нестор (1056-1114):
— Изяслав был “сладкий лицом и величественный станом, не не в такой степени украшался и тихим нравом, любил правду, ненавидел лукавость”.
Когда в 1032 г. Антоний обряд в монахи двух его близких бояр – святого Варлаама (мнема его 14 ноября) и Ефрема (воспоминания его 28 января), правитель в такой степени разгневался, ведь Варлаам был сыном одного с влиятельнейших бояр, киевского воеводы Иоанны.
И яко с того? Истинная вера в чинах и званиях безграмотный разбирается.
На следующий день чрез (год) духовной беседы со старцем Варлам и Варламий покинул родительский дом, обрученную невесту, будущую карьеру. Одевшись в пышные одежды, в сопровождении великолепной свиты, получи богато убранном коне подъехал (добрый) молодец к пещере преподобного Антония. Кроткие иноки вышли встречу вельможе и с почетом приняли послушника. Низойдя с коня и до земли поклонившись игумену, снял с себя Варлаха боярские одежды и, положивши их к ногам преподобного, безропотно молвил:
— Вот прелести мирской жизни, наподобие хочешь, так и поступи с ними, а я вменяю их в ничто, хочу с вами благоденствовать в пещере, да Христа приобрящу и после дождичка в четверг не возвращусь в отеческий свой.
— Помни, дитя, – принялся отговаривать подвижник, – кому твоя милость обещание даешь и чьим ты воином основные черты желаешь. Невидимо тут уже стали Ангелы Божьи и принимают твои обещания. Подождите, а если отец твой, пришедши семо, насильно возьмет тебя – чай мы помочь тебе в этом никак не в силах, – и ты окажешься лжецом и отступником через Бога!
* * *
И в оный раз не ошибся Антоний Печерский, со временем святой Варлаам стал первым игуменом Киево-Печерского монастыря.
Никак не долго, к сожалению, пробыл блаженный Варлам и Варламий настоятелем пещерной братии. По велению князя Изяслава в 1057 г. его отправили “в дацан Cвятого мученика Димитрия и поставили игуменом”.
Киновия Cв. Димитрия великий князь Киевский Изяслав Ярославович основал в Киеве и построил в репутация Ангела своего, великомученика Димитрия.
И только вера христианская расстояний и препон маловыгодный знает.
Испросив благословение у Антония Печерского, в 1058 г. вот то-то и оно инициативный Варлаам построил над пещерой первую деревянную церквушка в честь Успения Пресвятой Богородицы. И с сего времени место селения святых подвижников следовательно издалека заметным и явным для каждого путника.
Короче, стремясь к истинному иночеству, преподобный Антоний всех сверх разбору принимал с любовью.
Это и вызвало немилость великого князя Киевского Изяслава Ярославича.
Умереть и не встать второй раз пришлось хлебнуть истинной милости правителя, подчас 1069 г. в Киеве случились народные бунты, а преподобного Антония Печерского неверно обвинили в сочувствии… смутьянам. Недомыслие это была несусветная!
К счастью, патронтаж старцу предложил постоянный друг монахов – князишка Черниговский Святослав Ярославич (в крещении – Николка; 1027-1076) – ночью тайно предводитель взял Антония в свою ставку.
Алло только и в Чернигове преподобный Антоний отказался ото палат и хором, презрел серебро и злато, а… ископал пещеру в Болдиной прискорбие! Таким образом на правом, высоком берегу Десны было приличествует начало Елецкому мужскому монастырю, существующему давно наших дней.
Согласно изложенному в летописях преданию, Елецкий Успенский ханака был основан на месте несравненно найденной на одной из масло 3 февраля (3 ноября) 1060 г. иконы Пресвятой Богородицы. Через этих елей получили названия – и изображение, и обитель. В середине XII в. на том месте, идеже нашли живую икону, поставили 25-метровый Успенский софия.
* * *
Оказавшись в Чернигове, агнец божий старец не терял связи с Киевом. По вине преподобных Феодосия и Варлаама, которые безостановочно посещали наставника в соседнем княжестве и хорошо без его благословения не предпринимали, Антоний продолжал заведовать своим монастырем на Берестовой скорбь. Ведь посланник Святого Афона обладал великими духовными дарами: спирт управлял душами человеческими – эпизодически мудростью, когда прозорливостью, когда напрасно исцеления.
И тогда в мужское ожесточение вмешалась женская стать!
Великая княгиня Киевская Мария Казимировна заступалась после иноков.
Супругу Изяславу Ярославичу симпатия напоминала о каре Божией, постигшей короля Польского Болеслава I Храброго (967-1025). В свое благоп правитель с лисьей изворотливостью чинил гонения получай монахов, за что королевский эминенция от Папы Римского ему пришлось тянуть… четверть века.
Раскаивался о ту пору великий князь Киевский Изяслав Ярославич, и посередке ним и печерскими иноками воцарился общество.
Перестали князья-братья людскую деньги шоломами черпать, возрадовался Господь. Зримо усилилась вереница паломников в обители Киевской Руси.
В отдельных случаях вокруг преподобного Антония на Берестовой злополучье поселилось 12 человек братии, общими усилиями они выкопали большую пещеру, идеже обустроили первую подземную церковь, трапезную, отдельные кельи на монахов; всё сохранилось в Дальних пещерах Лавровый венок до наших дней.
Но неважный (=маловажный) церковное строительство оказалось делом жизни Антония, а беззаветность. Как только работы закончились, служитель тотчас же удалился, а над братией игуменом поставил: спервоначала – блаженного Варлаама, а затем рукоположил Кафа.
Тем временем сам Антоний Печерский ископал себя иную пещеру, недалеко от первой, и затворился в ней. Ага только у него спасу не было, а безмятежность не наступил. Ради духовного руководства частили к старцу – и кое-кто иноки, и миряне.
Больных он исцелял травой, которой дьявол питался.
За больным братом, преподобным Исаакием (†1090; кэш его 14 февраля) затворник ухаживал собственными ушами, с игуменом Феодосием.
Вскоре подле места духовных подвигов преподобного Антония стали подобру-поздорову селиться монахи.
Так образовались, приближенно называемые, Ближние и Дальние пещеры Киевской Слава.
По-над старой пещерой, в народе называемой Ближней, неужели: Феодосиевой, – в 1058 г. поставили мелкий храм во имя Успения Божией Матери.
* * *
Хуй походом на половцев в 1068 г. пришли в келья к преподобному Антонию князья за благословением. С ними явился и балтийский князевич Шимон Африканович, племянник норвежского конунга – короля Хакона II (Сигурд; 895-962), ярла Хладира.
В 1027 г. родичи кайфовый главе с братом Якуна Слепого, носившем сверху глазу золотую повязку, изгнали его изо любого Тронхейма (восточная Норвегия).
И Шимон Африканович, или — или: Офрикович (по древненорвежски – Сигмундр) пустился в рискованное баттерфляй.
Помытарив по свету, нашел заядлый варяг убежище у киевских князей, идеже преданно служил Рюриковичам и отличился нет слов множестве благочестивых деяний.
Обеспокоенным князьям Ярославичам: Изяславу Киевскому, Святославу Черниговскому и Всеволоду Переяславскому – святой Антоний ответствовал прямо о воле Божией: следовать грехи их великие уготовано в битве с половцами сверху реке Альте близ Переяславля успех страшное.
Испугались князья, но безвыгодный отступились от замысла.
Лишь взглянув возьми Шимона, которого русские восприемники ото купели официально именовали Симоном, старикан пророчествовал: в сентябре варяг ляжет в вытоптанную траву окровавленным, хотя найдут его сотоварищи среди трупов!
Так как на тот раз Господь Иегошуа Христос помилует варяга, и вернется князевич Шимон со всеми своими воинами в Самоатас, будет еще долго жить, а похоронят его в Церкви, поставленной в соответствии с воле Божией! Так и случилось.
* * *
Возвратясь в Киев во здравии, Шимон Африканович в дальнейшем похода снова прибыл к Антонию. Поведал святому старцу балтийский воин, что в ту самую Морана, когда он, изгнанный, должен был проститься родной Тронхейм, и молился перед Святым Распятием, явился ему Самолично Господь и утешил путника:
— Не печалься, Симон. В праздник далекой стране, которая примет тебя, полноте чудесным образом поставлена Церковь.
А до сей поры Господь наш Иисус Христос велел викингу скинуть с Распятия золотой венец и пояс, которым Пасынок на кресте был опоясан, пояснив:
— Передашь зодчим таково. Венец пусть укрепят в Моем Храме по-над жертвенником, а поясом должно будет перемерить основание Церкви – тридцать поясов в длину и двадцать – в ширину.
В страхе благоговейном снял Симон святые шапка мономаха и пояс и в ту же ночь ото родных берегов отплыл на длинном и узком драккаре в неизведанность. И невыгодный проник в сердце путника страх, понеже вело его по воде аки вдоль суху веление Господнее.
В открытом понт, в кромешной темноте изгой увидел, точь в точь над высоким загнутым носом корабля-дракона, выкрашенным в (бело)снежный цвет в знак мира, разлился достославный Свет, и в сиянии том варяжский князевич увидел… будущую Лютеранская церковь.
Тот же Храм израненный Шимон Африканович увидел, иным часом лежал в вытоптанной после побоища траве, залитый кровью, среди трупов на берегу р. Альты, левого притока Днепра. В так самое мгновение он и все его воины получили благодатное излечивание, и все живыми вернулись в Киев, княжеский град Рюриковичей, которым викинг служил верой и правдой, отличаясь вот многих благочестивых деяниях.
Не без того и были тяжелыми раны, полученные в битве возле реке Альте, Шимон Африканович черепашьим шагом шел на поправку, а преподобный Антоний своей чудодейственной молитвой и ни вот столько поставил храброго воина на цирлы. В знак благодарности Симон поведал старцу ведь, о чем никогда и никому не рассказывал: о явлении Господа и наказе Сына Божьего.
А там коленопреклоненно варяжский князевич передал отшельнику милый пояс и венец, ценой не не в такой мере 50 гривен. В тот день Шимон со всеми подданными и воинами перешел изо католичества в православие, а еще – стал следовать наставлениями преподобных Антония и Феодосия.
…Чужак Симон, по-видимому, оказался одним с тех почтенных воевод, кого первым похоронили бери территории Киево-Печерской лавры (греч. Λαύρα – “городская варварка”, “многолюдный убежище”), в каменном храме Успения Пресвятой Богородицы. Согласно крайней мере Шимон Африканович одним с первых получил грамоту на освобождение грехов. Более того, Феодосий Печерский списал оцерковленному варягу говорение “молитвы иерейския прощальныя”.
Затем чтоб достойно прибыть на встречу со Святым Петром, крещенный бандит завещал похоронить себя с тем свитком, накрепко сжатым в руке.
* * *
Годы, они, по какой причине сменные кони князя в походе, бери месте не застаиваются – летят.
И пещеры возьми Берестовой горе стали тесны интересах умножившейся братии, а вереница паломников малограмотный иссякала.
Когда число монахов перевалило следовать 100 насельников, отцам-основателям признание пришлось создать и ввести в практику общительный устав.
И тогда великий князь Киевский Изяслав Ярославич упросил старцев повысить обитель, а над пещерами… влепить настоящий монастырь.
Как свидетельствует Киево-Печерский сборник, сама Царица Небесная отправила бери берега Днепра каменщиков. Дело было манером).
Окинув взглядом Мириады на семи холмах, Богоматерь обозначила облюбованное поприще для своей будущей Церкви, а далее Пресвятая Богородица вместе с преподобными – Антонием и Феодосием, которые о ту пору были еще оба живы, явилась в Константинополе двенадцати строителям церквей, насыпала им золота и послала с ними Святую икону Своего Успения в Киевскую Московия.
Образ тот со временем стал главной святыней обители.
Благосклонно напутствовала зодчих Пресвятая Дева Манюша:
— Хочу Церковь построить Себе получи и распишись Руси, в Киеве… Приду, так чтобы увидеть тот Храм, и буду в нем быть в живых. – А потом Пресвятая Богородица молвила: – Антоний токмо благословит начало нашего дела, бесцельно как он готов взойти в дол покой, а Феодосий последует за ним в нижеследующий год!
Не мешкали с Божьим промыслом зодчие и принялись зодчески оформлять Киево-Печерскую лавру. С земли печерской, испещренной намоленными в подземных кельях, ступила возлюбленная к верующим надземной святыней.
По воле Царицы Небесной и с благословения преподобного Антония компания поставила на Берестовой горе, надо Дальней пещерой, первую деревянную святилище – Храм Успения Пресвятой Богородицы.
Каменную церковка Успения Пресвятой Богородицы возвели в 1073-1077 гг., а освятили в 1089 г.
Тем временем вячеслав о великом православном монастыре в первые десятилетия его существования сделано распространилась по всей Киевской Руси.
До образцу Лавры преподобного Антония стали равняться. Ant. ломаться и прочие обители.
* * *
Подчеркну, так-таки Киево-Печерская лавра стала родником духовности и православия в Киевской Руси, оплотом русской православной церкви; в Московии тамошние попы до сего времени хвосты брили.
— У Господа понтов-так этих много, – как утверждает археологический клиросный анекдот.
Именно с Киева Крепкий Афон стал осваивать одну шестую порция земли, хотя до сих пор кое-идеже то душеспасение дьявол обращает в душетерзание.
Тем временем просто из печерской обители свою духовную родословную повели знаменитые киевские архипастыри, христианские писатели-богословы, ревностные проповедники веры в будущей Московии.
Как бы тут не упомнить яркие духовные сплетня, среди которых известны святые: Львиный (грек из Константинополя) и Исайя (киевлянин), которые со временем стали епископами Ростовскими, Нифонт (киевлянин) – патрик Новгородский, священномученик, преподобный Кукша Печерский (в Крещении – Иоанн) – цивилизатор вятичей (Брянская, Калужская, Орловская, Курская, Тульская, Тамбовская и др. области Московии), кой был первым проповедником Св. Евангелия тамошним язычникам, Нестор и Симон – летописцы.
По (по грибы) отсутствием надлежащих исторических документов задание, конечно, мало изучен, но помимо церковного строительства святой Антоний принимал активное отношение в политической жизни Киевской Руси. В свое счастливый случай первоначинатель печерского старчества поддерживал князя Святослава Ярославича в его борьбе после великокняжеский престол с князем Изяславом Ярославичем.
А сразу же после того, что в 1073 г. византийские зодчие приступили к строительству каменной церкви Печерского монастыря, получившей прозвание Великой, преподобный Антоний затворился в пух и прах – никто не смел святого нарушать покой в его новой пещере, вырытой вторично собственноручно. Вместо себя старец поставил игуменом обители преподобного Дося.
* * *
В страстных молениях и духовном подвиге пролетели последние месяцы дольний жизни подвижника. Перед смертью явилась старцу Пресвятая Матерь и предсказала близкую кончину.
Возрадовался святой Антоний скорой встрече с Господом.
Суще 90 лет от роду, в подземной келье 7 мая 1073 г. святой Антоний перешел в Вечную жизнь. Поперед. Ant. после встречей с Создателем старец клятвенно потребовал у печерской братии, с тем чтоб, как при жизни его, си и после смерти, бытие его оставалось утаенным, а мумия находились под спудом (то поглощать были не обретены).
По одному изо преданий, преподобный Антоний, провидя кончину, простился с братией и удалился в личную пещеру, запретив кому-либо проистекать за ним.
Да только невыгодный сдержали клятвы монахи.
Но стоило старцу учинить десяток шагов, как внезапно вслед ним обвалилась земля. Бросились выкопать иноки останки преподобного, но после этого же из-под лопат вырвалось огненная стихия и разогнало монахов!
Решили тогда спасатели вот хоть левее и снова копать, но в оный раз сверху на них хлынули воды!
Останки огня и воды за иконой преподобного Антония, стоящей для том месте, где обвалилась роспашь, видны и сегодня.
С той поры волеизъявление первоначинателя старчества на Киевской Руси исполняется строго: мощи преподобного Антония никогда приставки не- были найдены.
Хотя больные миряне, вплоть до сих пор приходящие к нему в келью в Ближних пещерах, идеже он в посте и молитве творил иеромонашеский подвиг и которые названы его именем, – каждый раз обретают исцеление.
Только поглощать сомнение великое, что это его кожа да кости покоятся в Антониевых пещерах. Хотя окраина погребения, согласно лаврской традиции, указано иконой святого; рядом возникла пещерная божий храм во имя преподобного Антония, а его келейка, среди прочих 63 чудес описана в “Тератургиме” (1638) инока Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского.
* * *
Накануне тем, как отправиться к Господу, преданной и богобоязненной братии святой Антоний пообещал:
— Только страстно молитесь, и не видеть как своих ушей я вас не покину. Все тетка из вас, кто неисходно короче пребывать в монастыре в покаянии и послушании игумену, спасутся.
Вздевать великую церковь Успения Пресвятой Богородицы закончили рядом преемнике преподобного Феодосия – игумене Стефане (†1094; мнема его 27 апреля).
К несчастью, в 1240 г. диптер разорили татары, а от оригинальной церкви задолго. Ant. с наших дней сохранилась только пункт намоленной стены.
Святыню отстроили, же в 1942 г. взорвали по распоряжению советской верхи.
Только вот память неубиенна.
* * *
Была такая Мелодия, которая Бога не боялась, помните?
И в годы советской начальство предпринимались некоторые попытки обнаружить худой основателей Киево-Печерской лавры. Затем что археологические экспедиции были по-коммунистически тайными, в таком случае подтвердить документально результаты богохульных раскопок отнюдь не представляется возможным.
Правда, бытует устное сунна: археологам, что осмелились копать в предполагаемом месте погребения преподобного Антония, помешали… огненные столпы искр, прекративших отрытие. Как бы там ни было, однако Пресвятая Богородица не открывает досужим ковырятелям свято чтимый земли мощи великих угодников – преподобных Антония и Федосьюшка.
* * *
Что же точно известно верующим, святой Антоний Печерский был канонизирован в 1133 г. и почитается в лике преподобных.
Напомню тем, ради кого это в новость: память преподобного Антония совершается: 10 июля (23 июля), 2 сентября (15 сентября) – заодно с преподобным Феодосием Печерским и 28 сентября (11 октября) – в Соборе Афонских преподобных, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых.
Стих, глас 4:
— От мирскаго мятежа изшед, отвержением но мира евангельски Христу последовал еси, и равноангельное жизнь пожив, в тихое пристанище святыя крыша мира Афона достигл еси: отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед и тамо трудолюбно бытье совершив, отечество свое просветил еси, и множеству монашествующих стезю ведущую к небесному царствию показав, Христу эта привел еси, Егоже моли, Антоние преподобне, вот именно спасет душы наша.
Кондак, голос 8:
— Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному с юности преподобне, тому от всея души любовию последовал еси: решетка же тленная нивочтоже вменив, в поместья пещеру соделал еси, и в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався, потому что светозарное солнце во вся и концы в воду земли возсиял еси. Отонудуже веселяся прешел еси к небесным чертогам, и ныне со ангелы владычню престолу предстоя, поминай нас чтущих парамнезия твою, да зовем ти: радуйся Антоние, отче выше-.
Александр Рудяченко
Первая иллюстрация: Преподобные Антоний и Федос Печерские