В Укрaинe нaзнaчeны пeрвыe судeбныe oнлaйн-зaсeдaния. Мeжду тeм, мeнee 10% прoтoкoлoв зa нaрушeниe кaрaнтинa oбoрaчивaются рeaльными штрaфaми
Зaсeдaния судoв oнлaйн – ужe рeaльнoсть. Снaчaлa – oтдeльныe дeлa в рaмкax экспeримeнтa, кaк вoт в слeдующий пoнeдeльник в Днeпрe. A пoтoм, пoслe рaзрaбoтки прoгрaммнoгo oбeспeчeния, – в “мaссoвoм” рeжимe – пo нeoбxoдимoсти, не то — не то пo сoглaсию стoрoн.
Мeжду тeм, в “oффлaйнe”, в бoлee 90% случaeв, гдe рaссмaтривaются дeлa o привлeчeнии людeй к aдминистрaтивнoй oтвeтствeннoсти зa нaрушeниe прaвил кaрaнтинa (штрaфы 17 неужели 34 тысячи гривeн), oтeчeствeнныe суды стaнoвятся нa стoрoну грaждaн. Этo выяснили, aнaлизируя дaнныe Eдинoгo гoсрeeстрa судeбныx рeшeний, в aдвoкaтскoм oбъeдинeнии “ОК Legal”. К примеру, с более 400 рассмотренных представлений ото правоохранителей только 32 удовлетворены судами. Воистину, примерно половину дел вернули в управления полиции получай доработку.
Тенденция более-менее понятна: суды без- стали, как кое-кто предполагал, “выдавливать” карательные решения. С чем сие связано? Попробуем выяснить. А также проанализируем проблемы, через которых в условиях карантина страдает самоё наша система судопроизводства.
На Конституцию надейся, так – не провоцируй…
Директор в области научному развитию Центра политико-правовых реформ Ник Хавронюк напоминает, что запрет держи передвижение по улицам без масок, побывка в парках и тому подобное введены подзаконным актом – постановлением Кабинета министров. А какой приглянется подзаконный акт должен основываться получай положениях закона. “Постановление №255 кажется исходить из положений по крайней мере трех профильных законов – “О защите населения через инфекционных болезней”, Основ законодательства об охране здоровья и “Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения”. А возлюбленная основывается только на положениях первого с упомянутых законов, причем только одной его статьи – 29-й… Наказание 29 не дает Кабмину полномочий характеризовать ограничения прав граждан и дополнительные круг обязанностей”, – подчеркивает пандектист. И ссылается на статью 64 Основного закона: “Конституционные карт-бланш и свободы человека и гражданина не могут являться ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины”. В введенном но правительством перечне карантинных мероприятий содержится чреда ограничений конституционных прав и свобод:
- власть на уважение к достоинству;
- свободы передвижения;
- компетенция на невмешательство в личную и семейную существование (бренное);
- права собираться мирно, без оружия и осуществлять сборы, митинги, походы и демонстрации и тому подобное.
Что ни говорите такие ограничения, по заключению Николая Хавронюка, дозволительно было бы узаконить, введя в стране строй чрезвычайного положения. Ведь, согласно Закону “О правовом режиме чрезвычайного положения”, приостановление некоторых прав человека и гражданина возможны. А власть на это пока никак не пошла.
Также директор научного развития ЦППР называет “абстрактными” прогрессия положений, внесенных парламентом в Кодекс об административных правонарушениях. “Добавленная” статейка 44-3 “Нарушение правил насчет карантина людей” как в один из дней и предусматривает “драконовские” штрафы с целью граждан – от 17 тысяч до самого 34 тысяч гривен и для должностных лиц – ото 34 до 170 тысяч. “34 ТЫСЯЧИ ГРИВЕН Для того ГРАЖДАН – НЕАДЕКВАТНОЕ ВЗЫСКАНИЕ, КОТОРОЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ПРИНЦИПУ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ, Затем что НЕ УЧИТЫВАЕТ НИ УРОВНЯ ЛЕГАЛЬНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ, ни размера штрафов, предусмотренных в КоАП и Уголовном кодексе вслед за подобные и даже более тяжкие деяния”, – отмечает Ник Хавронюк. И продолжает: “Десятки иначе сотни других правил, порядков, инструкций, касающихся карантина, санитарии и гигиены, предотвращения и противодействия эпидемиям, содержат предписания лишь только для должностных лиц, а потому в какой-нибудь месяц на них и распространяются. Ни одно Безвыгодный должностное лицо не обязано и на поверку не в состоянии их знать, а оттого не может нести ответственности ради их невыполнение. Конституция предусматривает: “Некомпетентность ЗАКОНОВ не освобождает от юридической ответственности”, – а гляди про незнание подзаконных актов в ней далеко не говорится”, – включает Хавронюк.
Эти обстановка, бесспорно, и учитывают большинство судей, рассматривающих соответствующие административные иски. Быть этом юристы напоминают, что и “положительные” (негативные в (видах граждан) судебные постановления о назначении штрафов могут непременничать обжалованы в апелляционных, кассационных инстанциях, в Конституционном суде (через представления о неконституционности подзаконных актов) и в конце концов – в Европейском суде объединение правам человека.
НО! ПРАВОВЕДЫ И ПРАВОЗАЩИТНИКИ Опять-таки УКРАИНЦЕВ ПРОСЯТ НЕ ПРЕНЕБРЕГАТЬ ПРАВИЛАМИ КАРАНТИНА, “Познавать СУДЬБУ” – “ДОБРОМУ” Разве “ЗЛОМУ” СУДЬИ ПОПАДЕТ В Щипанцы ИХ ДЕЛО – заботясь во время оно всего о собственном здоровье и здоровье других. В частности, Колюня Хавронюк напоминает, что действующее законы предусматривает ряд оснований для привлечения граждан к юридической ответственности. В частности, скороговорка идет о:
1) лицах, которые являются носителями возбудителя опасной инфекционной болезни, – из-за уклонение от соблюдения запрета протягивать деятельность, которая может способствовать распространению болезни;
2) лицах, которые уклоняются через обязательного медицинского наблюдения или обследования, обязательной госпитализации, лечения alias карантина в установленных законом случаях;
3) других физических лицах – из-за нарушение особых условий и режима: а) труда, б) учебы, в) передвижения возможно ли г) перевозки, установленных для предотвращения распространения и ликвидации опасного инфекционного заболевания нате территории Украины или в отдельной ее местности.
Как бы работают на карантине украинские суды
Дочиста отказаться от осуществления судопроизводства в условиях карантина, что и полностью остановить экономику, правовое держава не может. Тем более, кое-что к рассмотрению “текущих” уголовных, хозяйственных и других дел добавился сызнова и ряд новых, связанных с нарушениями карантинных правил, введенных в стране. Чувствовать на представления правоохранителей надо разом.
С другой стороны, отечественная система правосудия приставки не- может не реагировать и на вызовы, спровоцированные пандемией. Для того чтобы сохранить жизнь и здоровье служителей Фемиды, административного и технического персонала судебных учреждений и всех участников судебных процессов. Благодаря чего каждый суд самостоятельно определяет схема работы, порядок и способ проведения заседаний, особенности доступа в помещения, подачи документов и прочего. Близ этом администрации судов руководствуются рекомендациями Совета судей Украины об установлении особого режима работы в фазис карантина. Речь идет об ограничении и переносе рассмотрения “несрочных” дел, снижении числа заседаний, проводимых в одном учреждении в ход одного дня, а также о соблюдении требований безопасного пребывания людей в общественных зданиях. Есть такие суды ограничились учетом общих рекомендаций, в частности, ввели жесткие устав доступа граждан к помещениям, бесконтактный сноровка представления документов. ТАКЖЕ К ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ – УЧАСТНИКАМ СУДЕБНЫХ ПРОЦЕССОВ ОБРАЩАЮТСЯ С ПРОСЬБОЙ Зарезервировать РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С КАРАНТИННЫМИ МЕРАМИ. И, после информации отраслевых экспертов, в большинстве случаев взаимопонимания удается принестись.
И лишь в некоторых случаях суды совсем прекратили работу на время карантина. Касается сие, преимущественно, апелляционных учреждений. Для судов первой инстанции таковский вариант неприемлем. Кассационные инстанции опять же работают в “ограниченно-привычном” режиме: путь граждан в здания максимально сокращен, принятие граждан судьями и руководством, в основном, отменен. Так массового переноса рассмотрения дел несть. К примеру, на странице Верховного свида на сайте судебной власти Украины находим информацию, как сговорившись которой лишь несколько назначенных для ближайшие дни судебных заседаний сняли с рассмотрения иначе говоря перенесли. Мало что изменилось в работе высших судебных инстанций всё ещё и потому, что много дел с годами рассматривают в порядке упрощенного искового производства – в письменном виде. Точно касается открытых судебных заседаний, ведь здесь действуют общие для всей страны карантинные ограничения.
Первые попытки электронного судопроизводства
Отчего суды все чаще рассматривают состояние с использованием дистанционных методов – в письменном виде, в режиме видеоконференций, онлайн, с использованием специальных приложений. К примеру, директорат Седьмого апелляционного административного суда провела еще два заседания в режиме видеоконференцсвязи. Состояние слушали с использованием программы ZOOM в режиме конференции. ОНЛАЙН-ЗАСЕДАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНО СООТВЕТСТВОВАЛИ НОРМАМ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА. ЛИЦА УЧАСТНИКОВ ДЕЛ УСТАНАВЛИВАЛИ До ПРИСЛАННЫМ КОПИЯМ ДОКУМЕНТОВ, ЗАВЕРЕННЫМ ЭЛЕКТРОННЫМИ ЦИФРОВЫМИ ПОДПИСЯМИ.
Первой с низших судебных инстанций, которая решилась возьми проведение заседания с использованием возможностей ZOOM, до данным платформы Opendatabot, стал Днепропетровский обходной админсуд. 13 апреля он кончай рассматривать иск компании “Трансформ Энерджи” к Киевской таможне. Истец хочет, так чтобы заседание проходило в режиме онлайн поскольку карантинных мер.
Удобно и доступно. Верно, время таких заседаний ограничено 40 минутами. Тоже использование стороннего программного обеспечения связано с определенными рисками – в частности, вследствие возможности постороннего влияния на крипта и на материалы судебного процесса. В Украине поуже готовят специальное программное обеспечение, которое кончайте работать как модуль ЕСИТС (Единой судебной справочно-телекоммуникационной системы). Работа над ним началась до до карантина – во выступление требований ряда обновленных процессуальных кодексов, которыми расширены потенциал электронного судопроизводства. В ИДЕАЛЕ СУДЕБНОЕ Проверка В РЕЖИМЕ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ Не более и не менее ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОГО КАБИНЕТА ЕСИТС, В такой мере НАЗЫВАЕМОГО “ЭЛЕКТРОННОГО СУДА”. А теперь программу испытывают лишь в нескольких “пилотных” судебных инстанциях страны. Отчего шансов на то, что построение заработает в ближайшие месяцы, немного. С 1 мая только лишь начнут назначать “пробные” заседания вслед пределами судов, имеющих доступ к соответствующему функционалу.
У места, на днях во исполнение “антикоронавирусного” закона Государственная судебная правительство Украины утвердила “Порядок работы с техническими средствами видео-конференц-рычаги во время судебного заседания в административном, гражданском и хозяйственном процессах с участием сторон помимо помещения суда”.
Для участия в заседании в режиме видеоконференции требуется будет предварительно регистрироваться с использованием электронной подписи получи официальном веб-портале судебной центр www.court.gov.ua. Затем – не спустя некоторое время, чем за 5 дней до судебного заседания, – причастник дела должен подать заявление, указав:
- термин суда;
- номер дела;
- дату и старинны годы заседания, в котором желает принять сострадание в режиме видеоконференции;
- фамилия, имя и отчество;
- неординарный статус в судебном деле;
- электронный местоположение, который использовал для регистрации в системе;
- реприза телефона для связи с судом.
Копии заявления инспиратор должен в эти же сроки отправить другим участникам процесса. В день заработок заявление об участии в судебном заседании в режиме видеоконференции снаружи суда будут регистрировать в автоматизированной системе документооборота. Как и его передадут председательствующему судье, кто и будет принимать решение о возможности проведения заседания в режиме видеоконференции присутствие условии наличия у суда необходимых технических возможностей.
Влад Обух, Киев