Нeкoтoрыe прeдмeты мoгут oбъeдинить, учeникoв будут oцeнивaть в зaвисимoсти oт oвлaдeния кoмпeтeнтoстями, нo кaк имeннo — стaнeт извeстнo пoзжe
Кaбмин утвeрдил нoвый гoсудaрствeнный стaндaрт бaзoвoгo срeднeгo oбрaзoвaния, пo кoтoрoму шкoльники будут выучиваться с 2022 гoдa. Пo сути, этo прoдoлжeниe рeфoрмы НУШ укрaинскoй шкoлы в слeдующиx клaссax. В тeчeниe слeдующeгo гoдa дoлжнa нaчaться пoдгoтoвкa к внeдрeнию нoвoгo стaндaртa, пoэтoму прeмьeр-сераскир Дeнис Шмыгaль сooбщил o рeкoрдныx рaсxoдax нa oбрaзoвaниe в прoeктe Гoсбюджeтa нa 2021. «Нa 34 млрд грн бoльшe про oбрaзoвaтeльнoй сфeры, чeм в этoм гoду. Этo рeкoрдныe 159 млрд грн с целью Министерства образования и науки, из которых 1,4 млрд грн хорошенького понемножку выделено для программы «Новая украинская школа», — подчеркнул господин правительства.
Образовательная реформа уже зарекомендовала себя в начальных классах — отец с матерью школьников дружно отмечают, что дети действительно стало интересно на уроках, Надрочка перестала быть оторвана от реальной жизни, а совпартшкола стала более дружественной средой. Как сговорились исследованию, проведенному в 2019 году, в большинстве случаев половины родителей поддерживают реформу НУШ, и средь информированных о реформе поддержка достигает 80%. В (настоящее подобных изменений ожидают и в средней школе.
Профшкола будет давать новые умения, соответствующие 21 веку
Одна изо основных целей «Новой украинской школы» — разрешить детям не только общие ученость, но и навыки, как эти запас сведений применить. Собственно стандарт среднего образования по образу раз и нужен для того, дай тебе определить, какими должны быть ожидаемые результаты через обучения в средней школе. Сочетание знаний с умением их употребить называется компетентностями — ими должен иметь отличительной особенностью ученик после окончания учебы. Их, равно как и в начальной школе, определено 11 — свободное поместье государственным языком, способность общаться для иностранных языках, математическая, научно-техническая, цифровая, экологическая, культурная и гражданско-социальная компетентности, инновационность и откровенность к новым идеям, предприимчивость и финансовая знание, способность учиться на протяжении жизни.
Равным образом стандарт вводит такое понятие словно сквозные умения — они общие во (избежание всех компетенций. Это, по сути, знания, которыми должен обладать человек XXI века. Не беря в расчет стандартных, такие как умение демонстрировать собственное мнение устно и письменно, критическое и системное осознание, способность логически обосновывать позицию, в эту пору школьников будут учить управлять эмоциями, таксировать риски и принимать решения, решать проблемы и кооперироваться с другими. Например, умение управлять эмоциями предполагает, словно ребенок будет в состоянии распознавать собственные эмоции и эмоциональное стяжение других, понимать, как эмоции могут благопоспешествовать и мешать. То есть, по сути, детей бить развивать эмоциональный интеллект, который, сиречь считают некоторые современные ученые, инда важнее для успеха в жизни, нежели уровень IQ.
Что ж, звучит вдохновляющее. Автор этих строк, которая 10 лет назад закончила школу, может проронить, что именно такие умения свое перепавшее хотелось бы получить, поэтому ровно по-хорошему завидует нынешним школьникам. Даром что конечно, мы понимаем, что большую дело в этом будет играть желание учителей также меняться, идти в ногу со временем.
Отрасли на (место отдельных предметов
Что касается других изменений в подходах к обучению, одним изо важнейших будет отсутствие привычного деления получай предметы. Зато выделяются образовательные отрасли — культурненько-литературная, математическая, естественная, технологическая, информативная, социальная и «здравооханительная», гражданская и историческая, художественная, физическая цивилизация. То есть речь идет о волюм, что каждая образовательная отрасль имеет возможности для развития каждой компетентности. Так, осваивать математику или язык позволяется не только на уроках по части титульным предметам.
Равно как это будет выглядеть? Эксперт Института будущего Никола Скиба объясняет, что нынешний образчик выделяет химию, физику, биологию что предметы, и это означает, что в целях каждого из них должна находиться отдельная программа. А по новому стандарту, типовая список будет создаваться для всей отрасли, а уж каждая школа будет решать, нужно ли расторгать отрасль на отдельные предметы сиречь, например, лучше совместить химию и биологию alias химию и физику.
«Тяготение к такому объединению кое-когда происходит и сейчас. Даже в нынешнем обновленном стандарте возлюбленный «Украина. Всемирная история », в котором перевелся разделения на всемирную историю и историю Украины. Ученикам рассказывают как будто происходило в XX веке в центральной Европе и в сие же время происходило в Украине. Таким образом складывается сильнее целостная картина. Такую же план имеет и объединение предметов в отрасли», — объясняет дока.
Кстати, перечня предметов в самом стандарте ранее и нет — только описание того, а должен уметь ученик после освоения определенной отрасли знаний. Хлеще конкретики ожидается, когда будет создана типовая образовательная программка для школ.
Оценивание останется балльным, так с нюансами
Еще одно существенное разнообразие стандарта — ожидание конкретных результатов обучения (знаний и умений) безвыгодный после каждого урока, а после целого цикла, какой, как правило, будет двухлетним. «Это означает, почему на один год может случаться больше теоретического материала, на второй — практического или наоборот. Кроме того, сие позволяет учесть индивидуальные особенности учеников, иным часом одни быстрее схватывают материал, а оставшиеся — медленнее», — объясняет Николай Скиба.
Определенные изменения должны приключиться и с подходом к оценке, рассказал в интервью (крестный) отец рабочей группы по разработке стандарта Рома Шиян. По его словам, возле появлении балльного оценивания в средней школе (в начальной школе НУШ балльного оценивания да и только. — Ред.), критически имеет большое значение сохранить также и ценность «формирующей» оценки — ведь есть отслеживание личностного развития учащихся. Балльное котирование должно быть оценивающим «пакет» результатов. «Если наша сестра покажем пакет учебных результатов точно по каждой отрасли, то это уж не будет так фатально — востребовать двойку по украинскому языку. Твоя милость можешь иметь высшие достижения по мнению письму и хуже, например, по чтению. А на случай если разложить на конкретные результаты, так можно увидеть еще и сильные стороны, получи которых можно строить дальнейшую перспективу. И сие также важно для коммуникации с учеником и родителями: тебе необходимо вот это усилить, а не проговорить: «У тебя тройка»», — убежден Ромаха Шиян.
Как неабстрактно будет выглядеть новая система, довольно известно позже, ведь только в феврале должна затеяться разработка критериев оценки.
«Оценивание знаний полно равно останется по балльной системе. Того для тех, кто беспокоится об оценках, хорошая новинка в том, что они никуда мало-: неграмотный исчезнут. Но, скорее всего, будут дополнены описательными характеристиками умений и навыков. Сие не очень хорошая новость в (видах педагогов, которые должны будут приобрести новую квалификацию по такому оцениванию. Да с другой стороны, такой специалист перестаньте цениться не только в школе, хотя и в компаниях — то есть стирается водораздел между педагогом и HR-специалистом (специалистом в области управлению человеческими ресурсами. — Авт.)», — объясняет Миколай Скиба.
Однако он отмечает: важны маловыгодный оценки, а наличие знаний, навыков и расположение ученика к обучению. «Именно это должна разрешить школа, иначе молодой человек приходит дезориентированным в высшее учебное заведение, теряет там время, а затем гопкомпания не может принять его получай работу. Поэтому стандарт нацелен в то, чтобы молодой человек был в состоянии понимать, для чего ему сии знания, учиться самостоятельно проявлять их получи практике», — заключает эксперт.
В честь какого праздника учителям уже сейчас нужно водиться проактивными?
Согласно планам МОН, образовательные программы по части обновленному стандарту предстоит разработать прежде февраля следующего года, а критерии оценки учеников — в феврале-сентябре 2021 годы. В марте-апреле 2021 года предстоит подготовить тренеров НУШ к пилотному испытанию стандарта. А тренинги про учителей по внедрению стандарта запланированы возьми июнь-август 2021 и 2022 годов.
Сие время, по словам Николая Скибы, участникам образовательного процесса нужно воспользоваться максимально эффективно.
«Стандарт может приводить в исполнение коммуникационную роль. То есть к стандарту долженствует подходить активно — не воспринимать (как) будто констатацию, а задавать вопросы — при каких условиях запас, заложенный в него, сработает? И есть ли ныне все необходимое, чтобы образовательные программы, которые будут созданы, были признаться сказать новым шагом в развитии системы образования, а приставки не- просто еще одним бюрократическим циклом?» — держу пари эксперт. Он также считает, чего педагогам следует инициировать изменения, в томик числе и в системе оплаты труда. «Если автор говорим о циклическом обучении, то что в порядке вещей оплачивать не почасовую работу учителя, а учитывать, что-то педагогу необходимо сделать, чтобы по (по грибы) два года достичь поставленных результатов. Чай в реальности это значительно больший масштаб работы», — заключает господин Скиба.
На недавнем заседании Кабмина атаман Министерства образования и науки Сергей Шкарлет сообщил, ась? после обращения парламентского образовательного комитета была создана рабочая соединение для разработки проекта Концепции трансформации оплаты труда работников заведений и учреждений образования и науки. Желательно бы, чтобы эту концепцию утвердили полно же до начала реформы средней школы в 2022 году, опять-таки желание учителей становиться лучше должнот да мотивироваться финансово.
Юлия Горбань, Днепровский Город