Укрaинский флaг, oккупирoвaнный Лугaнск и учитeльницa Нинa
Eсли прoизoшeдший в 2018-м гoду пeрeнoс «Мoлoдoсти», бoлee 45 лeт прoxoдившeй в кoнцe oктября, нa пoслeднюю нeдeлю мaя стaл слeдствиeм вoлюнтaризмa нoвыx члeнoв рукoвoдствa фeстивaля, привeдшeгo к рeзкoму пaдeнию пoсeщaeмoсти, нынeшниe, aвгустoвскиe срoки прeдстaют свидeтeльствoм прoфeссиoнaльнoгo энтузиaзмa, прeдaннoсти oргaнизaтoрoв свoeму дeлу, их стремления маловыгодный дать распасться связи времён в таково трудные для украинской культуры житье.
Стоит заметить, что проведение фестиваля в офлайн-режиме предстаёт важным примером жизнеспособности отечественной киноиндустрии, пользу кого которой нелёгкие времена наступили пока еще до введения карантина – через весьма сомнительных перемен в руководстве Держкино давно закрытия усилиями киевских властей столичных артхаусных кинотеатров. Напомним, в чем дело? последней жертвой муниципалитета, погубившего легендарные «Кинопанораму» и «Украину», стал «Унигард», бессменный фестивальный центр «Молодости» с 2007-го годы.
Основной площадкой 49 Международного кинофестиваля «Юность» стал единственный уцелевший артхаусный кинопанорама, «Жовтень», часть программ проходит в Доме фильм и на специально оборудованном оупенэйре близехонько от Арки дружбы народов. Хорошо упоминания, что сеть «Кинематограф-Сити», под эгидой мэрии занявшая – для того чтоб не сказать захватившая – «Кыйыв» (и так и не возобновившая его работу) и объявлявшая себя оплотом фестивального кинокартина, не предоставила «Молодости» ни одного зала.
В этой зыбкой, полной опасений атмосфере особенное функция приобретает способность фестиваля выступить платформой про демонстрации украинского кино. Очевидно, а именно поэтому организаторы выбрали в качестве фильма-открытия (закачаешься второй раз после «Райских птиц» Романа Балаяна, с которой началась «Утро жизни» в 2008-м) новую украинскую картину, «Забытых» Дарьи Онищенко.
Особую правомерность выбору этой ленты, показанной в приближение Дня государственного флага, придаёт ведь обстоятельство, что завязкой сюжета в ней выступает помещение сине-желтого полотнища над школьным зданием – ход, потребовавший немалого мужества и при этом свидетельствующий о настолько же немалом легкомыслии, поскольку шаг разворачивается в Луганске. Опричники ЛНР быстрым шагом хватают диверсанта, совершившего «кодекс подрыва государственности» – старшеклассника-сироту Андрея, из какого рода отец, известный проукраинской позицией, сгинул в подвалах боевиков. Наверное, столь же трагическая участь непременно ожидает и юного повстанца, однако дьявол находит защитника в лице учительницы Нины, с отчаянным мужеством Доброго Пастыря стремящейся выбрать заблудившуюся овечку из пасти волков.
«Забытые» стали дальнейший после «Донбасса» значительной картиной, маневр которой разворачивается на территории ОРДЛО. В лента от фильма Сергея Лозницы, облачившиеся в военную форму уголовники, журналисты, фабрикующие новости угоду кому) сепаратистских телеканалов, непринуждённо бесстыдные чиновники «народной республики» пребывают после этого на периферии сюжета. На первом но плане оказываются герои, далёкие через симпатий к сепаратистам и российским оккупантам – собственно говоря Нина, прежде преподававшая украинский и данное) время вынужденная проходить курсы переквалификации возьми учительницу русского, её супруг Юрченя, промышляющий контрабандой, и Андрей, за инфантильным демаршем которого овчинка выделки стоит нечто куда более серьёзное.
Авторы достаточно выразительно показывают смехотворную и жуткую действенность марионеточного «государства» с его претензиями сверху защиту традиционных ценностей, воспроизведением практик времён культа обида и уголовным беспределом – действительность, в которой вынуждены быть жители Донбасса.
Но подлинный драматизм повествованию придаёт крепнущее сообразно мере развития действия впечатление, а пребывающие в условиях оккупации граждане Украины оставлены, забыты и своим государством, и своими соотечественниками, готовыми отчураться от них как от одурманенных российской пропагандой злобных невежд, пособников захватчиков и террористов.
С носа) из персонажей ленты мог бы воспроизвести слова героини нашумевшего документального фильма «Рейнланд-пфальц голубая, будто апельсин» Ирины Цилык (сия впервые представленная нашему зрителю в рамках фестиваля Docudays UA (рабочая, где она одержала победу в международном и национальном конкурсах, была выбрана в качестве фильма-закрытия «Молодости»), матери семейства, принявшей разгадка остаться с детьми в городе, ставшем полем боя посереди сепаратистами и ВСУ: «Если бы наша сестра бежали – кому бы автор этих строк оказались нужны?» Как не грех заключить из сюжета «Забытых» – и наравне слишком хорошо известно украинцам, ставшим беженцами в собственном отечестве, – ровно по нашу сторону блокпостов уроженцы Донбасса обречены перемещать клеймо украинофобов и предателей.
К числу достоинств «Забытых» достаточно отнести и языковую составляющую. Если дебютный чернушка Онищенко «Истальгия», участвовавший в конкурсе «Молодости» в 2012-м году, стал одним с первых огорчительных примеров топорного дубляжа с выхолощенным, вымученно правильным, лишённым живых лексических особенностей украинским, в таком случае её новый фильм отличает попытка (чья должная реализация невозможна в силу законодательных ограничений) отобразить языковую реальность, сосуществование украинского и русского, густо и рядом оказывающихся заложниками социально-политических авантюр.
Получившие немало высокую оценку фестивальной аудитории, «Забытые» выходят закачаешься всеукраинский прокат 3-го сентября. Выразим надежду, что же найдёт свой путь к широкому зрителю до сего часа один фильм, посвящённый трагическим событиям в юго-востоке – документальная металлолента Корнея Грицюка «Киев-Пугачёвщина», показанная в программе «Украинские премьеры». Nature-morte, чьё действие разворачивается в вагонах состава «Самоатас-Константиновка», ставшего главным транспортным связующим звеном украинской столицы и страдающего ото боевых действий региона, предстаёт отчаянным, порой несколько сумбурным и неизменно пронзительным как из рога изобилия свидетельств и суждений. Эта многоголосица создаёт эффектный, болезненно узнаваемый образ идеологических борений, социальных проблем, героизма, тупости, самоотверженности и пар к прощению.
Напоминаем, что часть программ фестиваля доступна для того онлайн-просмотра после бесплатной регистрации.
Сашура Гусев. Киев
Фото Елены Худяковой и изо открытых источников
Первое фото: Molodist Kyiv International Film Festival